ЖЗЛ (СОФИЯ СТРЫЕНЬСКА. ИСТОРИЯ ПРИНЦЕССЫ И НИЩЕНКИ. (Часть II))

May 13, 2014 10:34

Часть II

Глава IV. Личная жизнь

Во время войны, в 1916 году, София познакомилась с архитектором и дизайнером, выходцем из Закопане, Каролем Стрыеньским. Девушка почувствовала, что встретила родственную душу и влюбилась в него без памяти.
Кароль Стрыеньский родился в 1887 году и вошел в историю польского искусства, как архитектор и дизайнер интерьеров и мебели, как опытный организатор и педагог, один из создателей польского декоративного искусства 1920-х годов и национального направления ар-деко. Но всё это будет в будущем…




Karol Stryjenski (foto H.Schabenbeck) 1923 г.

До встречи с Софией на одном из семинаров, Кароль был известен тем, что был сыном известного краковского архитектора Тадеуша Стрыеньского (Tadeusz Stryjeński, 29 июля 1849 - 3 июня 1943). Он пошел по стопам отца, в 1907-1911 годах изучал архитектуру в технической Академии в Цюрихе, по возвращении в Краков нашел работу в дизайн-студии. В 1912 году он принял участие в конкурсе на проект жилых домах с садами и участвовал в польской выставке архитектуры и интерьеров окружающей среды в Кракове, где получил сразу две высшие награды. В 1913 году молодой человек уехал во Францию и продолжил учебу в Школе изящных искусств в Париже, где изучал скульптуру. В конце 1913 года, вернувшись на родину, Стрыеньский стал членом Ассоциацию мастерских Кракова и начал работать там в качестве дизайнера и проектировщика мебели, ковров и игрушек. Во время Первой мировой войны он организовал при Ассоциации столярную мастерскую для легионеров, инвалидов войны, с целью создания новых рабочих мест.






Во время романтических отношений с Каролем София написала замечательные картины: «Рассвет» (Świt), «После грозы» (Po burzy), «После горного урагана» (Po wichrze halnym), а также иллюстрации к «Плачу Иеремии» в переводе польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского и к поэме «Монахомахия» (Monachomachii, 1778) Игнацы Красицкого.
В своем дневнике София описала период ухаживаний так: «Общие прогулки, первый поцелуй, белые розы от Кароля, затем ночные вздохи при луне, и, наконец, дата свадьбы втайне от всего мира».




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Zaloty (Ухаживание).

4 ноября 1916 года состоялась свадьба. Прошла она очень тихо, почти тайно, родители пары даже не были приглашены на церемонию. Свидетелями выступили: со стороны невесты - искусствовед Ежи Вархаловский, впервые написавший о художнице в прессе, как о феноменальном таланте, и сестра Софии - Стефания, а со стороны жениха - художник Войцех Ястшембовский (Wojciech Jastrzębowski, 1884-1963). Отец художницы с горечью писал: «У нас, родителей, никто не просил ни руки нашей дочери, ни благословения…». Своего свёкра София позже называла «Филиппом Испанским» за его крутой нрав и непримиримость к браку сына.
Впрочем, уже на венчании был «знак судьбы», возвестивший, что брак этот будет страстным и счастливым, но не долгим и не совсем обычным - священнику пришлось даже прервать церемонию и призвать к порядку невесту, заливавшуюся счастливым смехом.




Zofia Stryjeńska (1891-1976) Zniwiarze (Жнецы).

Кароль ввел супругу в круг своих друзей - художников и литераторов, высшего света польской интеллигенции. София познакомилась с поэтом и художником Станиславом Игнацием Виткевичем (Stanisław Ignacy Witkiewicz, 1885-1939), одним из создателей польской графической школы XX века, живописцем и скульптором Владиславом Скочилясом (Władysław Skoczylas, 4 апреля 1883 - 8 апреля 1934), скульптором Генриком Куна (Henryk Kuna, 6 ноября 1879 - 17 декабря 1945), драматургом и новелистом Стефаном Жеромским (Stefan Żeromski, 1864-1925), литератором и будущим лауреатом Нобелевской премии (1924) Владиславом Реймонтом (Władysław Reymont, 1867-1925), а также поэтами группы «Скамандер» (Skamander), среди которых были Юлиан Тувим, Антон Слонимский и Ярослав Ивашкевич. Группа была названа в честь реки Скамандер (ныне - в турецкой провинции Чанаккале), где, судя по «Иллиаде», прошло главное сражение Троянской войны.




Stanisław Ignacy Witkiewicz (Witkacy) Portret Zofia Stryjeńska.

Первое время пара светилась любовью и счастьем, питая нежные чувства друг к другу. Хотя многие современники отмечали, что супруги очень разные. Дочь поэта Бронислава Островского - Ханна Островска-Грабска вспоминала: «Стрыеньски были очень контрастной парой. София была немного угловатой, плотной, но при этом поспешной и даже мельтешливой, с большой темной шевелюрой, падающей на глаза, а Кароль сиял шармом и изяществом очаровательных манер. Мои коллеги из Университета почти все были влюблены в него, и он принимал их обожание со снисходительной сдержанностью».
Ирена Кшивицка писала: «Кароль был очаровательным человеком, полным внутреннего огня, с сухим, слегка индийским лицом», а о Софии упоминала, как о «талантливой полусумасшедшей» (польск. półwariatka).
Еще одна характеристика: София была маленькой, щуплой и немного дикой, а муж - высокий, с соломенной копной волос. Кароль любил повеселиться и пофлиртовать, а София любила одиночество и избегала людей.
«Я не смею довериться Каролю, мне нужно уединение. То, какие он делает вещи, заставляет меня убегать из дома. Например, тайно уехать в Закопане, снять комнату в гостевом доме и работать над изображениями куявиков» - писала София в дневнике.
Куявики (польск. Kujawiak) - местные жители исторической области Куявия на севере Польши, в междуречье рек Висла и Нотеч.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Prządka (Пряха).

Кароль же в это время, начиная с 1917 года, активно участвовал в художественных движениях Кракова, связанных с футуризмом, кубизмом и экспрессионизмом. Вместе с другими художниками он украсил интерьеры Клуба футуристов «Мускатный орех» (Gałka Muszkatołowa) и Краковского кафе «Эспланада». Через год Стрыеньский получил первый приз в конкурсе, организованном Бюро деревообрабатывающей промышленности за дизайн «крестьянской» мебели.

Глава V. Дети

А семейная жизнь текла своим чередом. Поженившись в 1916 году, уже летом 1918 года София родила дочь Магдалену (Магду). Когда художница была беременна, она думала, что первым ребенком обязательно родится сын. «Я всегда хотела иметь сына, который будет петь мне поэзию славян» - писала она в дневнике.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) W góralskiej chacie (В гуцульской хижине).

Несмотря на позднюю стадию беременности, Стрыеньска в 1918 году написала цикл «Славянские боги» для украшения Сенатской башни архитектурного комплекса замка Вавель на одноименном холме в районе Старе-Място. Замок Вавель (польск. Wawel) - старинная резиденция польских королей, а поскольку Краков - древняя столица Польши, то и Вавель считается таким же символом древности города, как и Московский Кремль. Искусствоведы отмечают, что данный цикл был «свежим взглядом и на славянскую мифологию, и на Пантеон забытых божеств».





Zofia Stryjeńska (1894-1976) Światowit.
Zofia Stryjeńska (1894-1976) Trzygław (Czarnobóg).

Историк Т.Добровольский в книге о современной польской живописи пишет, что «большинство образов великих славянских богов родилось в ее мечтах и фантазиях, волшебство было создано буквально из ничего, убеждая зрителя в художественной правдивости и реальности».




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Boh - Bożebóg (a więc Radegast-Radogost albo Bodnyjak).
Даждьбог - один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Swarog z Radgoszczy.
Сварог - верховный бог восточных славян, бог-кузнец, бог небесного огня, отец Даждьбога.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Pogoda-Podag.
Подаг - бог звероловства, изображался со зверем в руках.

В своем дневнике художница записала: «Мои физические силы на исходе, роды не за горами, но у меня будет сын!»
А в результате родилась девочка. Следующая запись в дневнике шокировала многих исследователей творчества художницы, она явилась одной из причин того, что дети Софии много лет после смерти матери не решались опубликовать ее дневники.
Запись проста и лаконична: «Клиника. Роды. Родилась дочь. Я в ярости. Насмешки в виде поздравлений, цветов и визитов. Я рисую врачей и кормлю неохотно ребенка».
Внучка Софии, дочь той самой Магдалены - Мартина Жак-Далькроз Соколовская, написала в каталоге постоянно действующей выставки в Национальном музее в Кракове: «Мать не соглашалась давать разрешение на издание дневников бабушки, для нее это было слишком болезненно. Дядя - Ян Стрыеньский (сын Софии - Прим. мое) дал нам разрешение на публикацию этих дневников после смерти своей матери. Но я также остановилась на том месте, где София пишет о рождении моей матери».




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Koperczaki (Ухаживание). 1937 г.

Четыре года спустя после рождения Магды, в 1922-м, София родила все-таки сына, да не одного, а двух - близнецов Яна и Яцека. И если по отношению к дочери София была довольно равнодушна (!), то младшим близнецам она старалась дарить всю свою материнскую любовь (чего не могла не замечать уже пятилетняя Магда). Хотя среди польских историков ходит легенда, что художница и маленьких сыновей запирала в ящике комода, чтобы они не мешали ей работать. Думаю, это все же придуманная история, которая «льет воду на мельницу» суждений о том, что София ставила свое творчество превыше семьи, превыше роли жены и матери.
«Счастливый» многодетный отец тоже не обращал большого внимания на свое потомство, Кароль с самого начала любил отправлять дочь, а потом и сыновей, «понянчиться» к родственникам, а затем и вовсе переложил заботу о детях на плечи жены.
София от этого чрезмерно страдала, она металась между карьерой и семьей. С детьми, которых практически отдали на воспитание родственникам, она виделась очень редко. Очень скучая по ним, художница обосновывала такую необходимость разлуки тем, что ей нужно зарабатывать на жизнь. Ведь только деньги могли позволить ей вернуть детей в семью и дать им достойное воспитание. Странная для меня логика!




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Four Seasons (Времена года).

В дневнике она писала: «Между ними и мной постоянно стоят ужасный вампир - мольберт с натянутым холстом и омерзительные щетки, называемые кистями, которые я вынуждена использовать в коммерческих целях. И эти цели уничижительны для любого Художника».




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Spotkanie z synem, z cyklu Pascha (Встреча с сыном, из серии ПасхА). 19181918 г.

Глава VI. Радости и невзгоды семейной жизни

И, тем не менее, уже в 1919 году, когда Магде едва исполнился годик, Стрыеньские, оставив ребенка на попечение родни в Кракове, сами укатили в Париж. В Париже они жили в многочисленной польской художественной колонии, с членами которой установили дружеские контакты. София бродила по музеям, знакомилась с современным искусством, но живя в польской среде, она так и не научилась говорить по-французски.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Parisian Landscape.

К тому же, поездка в Париж дала первую трещину в их счастливом браке. Через несколько недель между ними начали вспыхивать ссоры и упреки в непонимании. Софии стало казаться, что Кароль «интересуется мной только ради моего таланта». Но как это проверить? - спрашивала она себя в дневнике. Однажды после очередного скандала, под влиянием своих подозрений София подошла к столу, где между книгами лежали оригиналы ее работ, привезенные в Париж для изготовления ксилографий в случае спроса, и в момент порвала их, разбросав клочки бумаги по всей комнате. Кароль в ярости выбежал, хлопнув дверью. «Интуиция меня не подвела, Кароль обиделся» - резюмировала она в дневнике.
В 1921 году София с мужем переехала жить на его родину - в Закопане, где вскоре Кароль получил должность директора Школы деревообрабатывающей промышленности. Теперь он часто пропадал на работе, участвовал в общественной жизни. А по вечерам мог закатить с друзьями, среди которых были художники Рафал Мальчевский, Кароль Шимановский и Станислав Игнаций Виткевич, в ресторан, где кутил всю ночь.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Scena góralska w karczmie. 1930 г.

Глава VII. О творчестве Кароля

Но чтобы не сложилось ощущение, что Кароль вел совсем разгульный образ жизни, следует рассказать и о его творческой и общественной деятельности. В 1922 году Стрыеньский выиграл конкурс на план регулирования населенного пункта, представив смелый проект превращения Закопане в современный курорт, с инфраструктурой, адаптированной для отдыха и спортивных мероприятий. План, увы, воплощен не был, но его идеи часто использовались будущими поколениями.
Должность директора Школы Кароль получил в 1923 году, и тут же ввел реформу обучения, отказавшись от академического изучения классических моделей, и сделав упор на развитие индивидуальных способностей своих учеников. В Закопане Стрыеньский также активно работал в конструкторско-архитектурном бюро со своими партнерами - архитекторами Яном Мейером и Францишеком Котковичем. После проекта виллы в Губалувке для доктора Новотны, Кароля назвали «первым ревизионистом закопанского стиля».





Karol Stryjenski (national art-deco)
Стул и шкаф, спроектированные К.Стрыеньским

В 1923 году Стрыеньский опубликовал статью под названием «Строительство приютов-общежитий в Татрах», где заявил, что дома такого типа необходимо строить в горной местности. Один из таких проектов был реализован его студентами в долине Пяти польских прудов в 1924-1931 годах (до нынешнего времени дом не сохранился). По проекту Кароля в 1925 году был построен Большой лыжный трамплин, в следующем году он спроектировал гранитный мавзолей поэта, драматурга и переводчика Яна Каспровича (1860-1926).
Как говорится, а в свободное от работы время, Кароль любил пропустить по стаканчику, переброситься картишками или выехать с друзьями и представительницами прекрасного пола в горы, на природу…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


женщины - художницы, София Стрыеньска, арт-нуво, Польша, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up