ЖЗЛ (СОФИЯ СТРЫЕНЬСКА. ИСТОРИЯ ПРИНЦЕССЫ И НИЩЕНКИ. (Часть I))

May 12, 2014 14:05

Часть I

Итак, знакомьтесь!

София Стрыеньска
Zofia Stryjeńska

13 мая 1891, Краков - 1976, Женева




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Autoportret. 1935 г.

Польский живописец, иллюстратор, график, сценограф, дизайнер, яркий представитель направления арт-деко.

Глава I. Детство и юность

София (родные и друзья называли ее Зося) Любанска родилась в Кракове в большой многодетной семье состоятельного торговца Франтишека Любанского и была старшей из шести детей. Ее отец был президентом Торгово-промышленной палаты Кракова, держал магазин, торгующий перчатками, имел также доход с нескольких принадлежащих ему домов.
Талант Софии и ее тяга к рисованию проявились очень рано. Отец, заметив это, пытался всячески развивать и стимулировать способности дочери. Художница позже вспоминала, что посещая часто с отцом рынок или магазины, она по его совету стала зарисовывать интересные и колоритные типы местных торговцев и заезжих покупателей - крестьян в национальных костюмах, которые были в обиходе в Кракове на рубеже веков. Ее видение мира, запомнившегося в детстве, затем ярко отобразилось в ее работах, став, по сути, основной темой творчества. Тогда же девушка увлеклась и польским фольклором, используя позже образы сказок и легенд для прототипов славянских богов и сюжетных картин.






Zofia Lubańska-Stryjeńska Strój ludowy z okolic Pińska. Muzeum Etnograficzne im. Seweryna Udzieli w Krakowie
Народный костюм из Пинского района. Этнографический музей имени Северина Удсели в Кракове

«Там, на краковской Рыночной площади - писала художница позже - проросли в моем сознании, пока расплывчато, образы славянских богов и вся история славян, прославлявших родную Польшу». Надо отметить, что темы славянской мифологии были очень популярны в Кракове, где творил великий поэт и живописец Станислав Выспяньский (Stanisław Wyspiański, 15 января 1869 - 28 ноября 1907), пытавшийся также соединить в своем творчестве народное искусство со стилем модерн. Это соединение очень нравилось Софии.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Sobótki.

Пока же она успешно училась в гимназии и посещала частную художественную школу, где первым педагогом девочки стал известный краковский художник Леонард Стройновски (Leonard Stroynowski, 1858-1935). В 1909 году, окончив гимназию, София поступила в Школу изобразительного искусства для женщин, где два года занималась в классе художницы и педагога Марии Нидзильской (Maria Niedzielska). О таланте юной художницы говорит тот факт, что еще во время учебы в Школе, София Любанска публиковала свои работы в иллюстрированных журналах «Рола» (Rola) и «Глас народа» (Głos Ludu). В 1910 году девушка совершила с отцом путешествие в Италию через Австро-Венгрию, посетив галереи и музеи в Вене и Венеции. Именно в путешествии она окончательно решила целиком посвятить себя живописи. В 1911 году 20-летняя София с отличием окончила курс живописи и прикладного искусства Школы Нидзильской и решила поступать учиться дальше.

Глава II. Академия

Но вся проблема состояла в том, что в высшие учебные заведения изобразительного искусства того времени женщин не принимали. И хоть в начале двадцатого века университеты и академии были закрыты для представительниц прекрасной половины человечества, желание получить высшее образование было так велико, что София решилась на очень неординарный и рискованный поступок. Исследователи творчества художницы назовут этот шаг потом «впечатляющей бравадой и уверенностью в своих силах», напишут, что «ради искусства Стрыеньска была готова на многое, даже на отказ от своего пола».
В своем дневнике София в 1911 году написала: «Стефус (брат Стефан - Прим. мое) уже закончил консерваторию и начал заниматься музыкой, он играл в оркестре и пел в церковных хорах, Мария и Янка (сестры Софии - Прим. мое) еще учились в школе, брат Тадеуш учился в колледже. … Я остригла свои волосы, взяла мужскую одежду Тадця (Тадеуша) и его документы, и поехала в Мюнхен, чтобы поступать в Академию изящных искусств, потому что считалось, что это учебное заведение самое лучшее, хоть туда поступить очень трудно. Этот маскарад был мне необходим, потому что Мюнхенская академия не признавала женщин».
Такое решение, конечно, было безрассудным, но оно говорит о том, что София была человеком смелым, бескомпромиссным и самостоятельным. Отмечу, что с детства она росла очень самостоятельной девушкой. Историки вспоминают эпизод, когда, еще учась в Школе рисования, София 1 апреля внезапно исчезла из дома и в течение недели не давала о себе знать. Потом выяснилось, что она ездила в Вену, чтоб побродить по музеям, а обратилась к отцу, потому что не было денег на обратный билет.
Поэтому родители и к этому решению старшей дочери отнеслись без восторга, но с пониманием. Конечно, такой же «финт» Стрыеньска могла провернуть и в своем родном городе, который тоже славился Академией живописи. Но у себя дома ее ведь знали, а в Мюнхене - нет!!!
О той поездке на учебу в Германию отец художницы вспоминал так: «Зося 1 октября уехала учиться живописи в Мюнхен под видом мальчика. После почти двух недель молчания она сообщила нам, что, преодолев все препятствия, она принята в Королевскую Академию живописи». От себя добавлю, что девушка прошла вступительный конкурс в 50 человек на место - только 40 абитуриентов из около 200 человек стали студентами Академии.
Итак, использовав имя и документы своего брата, Тадеуша Любански, София начала учебу в Академии, где фигурировала под именем Тадеуша Гржимала-Любанского (первая часть фамилии была придумана от прозвища предков). Хитрость девушки позволила ей проучиться в Академии в течение года, пока ее не разоблачили ее же сокурсники. Софии целый год удавалось скрывать и от профессоров, и от других студентов, что она - вовсе не тот, за кого себя выдает. Небольшого роста, молодой человек с вьющейся шевелюрой исправно посещал занятия, регулярно сдавая успешные работы. Конечно, она выглядела провинциальным поляком, особенно на занятиях в классе обнаженной натуры. Девушка смущалась и выглядела испуганной, ее усатые сокурсники косились с улыбками на «юнца» и отпускали шуточки по поводу его девственности.




София (Тадеуш) (вторая слева в первом ряду) среди однокурсников по Мюнхенской Академии.

Но, в конце концов, однокурсники начали что-то подозревать, обращая внимание то на руки, то на походку с качанием бедер, то на смущение при обсуждении пикантных тем. В конце учебного года один из сокурсников Софии родом из Франции каким-то образом все же «раскусил» девушку и тут же пообещал ее разоблачить, если она не согласится на близкие отношения с ним. Затевался большой скандал, но София-Тадеуш, не дожидаясь дальнейшего развития событий, в панике собрала вещи и сбежала из Мюнхена домой.
От Мюнхена остались лишь воспоминания о напряженном, но радостном освоении профессии, да первое чувство, которое София познала в этот год, влюбившись в русского танцовщика Александра Сахарова. Не знаю, была ли эта любовь взаимна (скорей всего, нет!), но фигура этого известного танцовщика интересна тем, что он был еще и художником. Поэтому не могу не рассказать о нем вкратце.

Глава III. Александр Сахаров

Александр Семенович Сахаров (настоящая фамилия - Цуккерман) родился 14 (26) мая 1884 или 1886 года в Мариуполе Екатеринославской губернии.




Марианна Владимировна фон Веревкина (1860-1936) Портрет танцовщика Александра Сахарова (The Ballet-dancer Alexander Sakharoff). 1909 г.

Он был седьмым и последним ребенком в большой семье состоятельного галантерейщика Семена Цуккермана и его жены Марии Полянской, женщины передовых взглядов для своего времени. По воспоминаниям родственников, Саша «начал танцевать едва ли не раньше, чем стал ходить». Мальчик воспитывался немецкой гувернанткой, рос впечатлительным, думающим и рефлексирующим. Когда отец решил пресечь увлечение сына танцами, мол, мальчику не пристало заниматься ерундой, Александр по ночам убегал через окно к морю и там танцевал при лунном свете. Потом мальчик поступил в Александровскую мужскую гимназию, увлекся историей, стал изучать музыку и живопись, начал рисовать. В 1898 году он продолжил учебу в Санкт-Петербурге, в 17 лет вместе с матерью и сестрой переехал в Париж, где стал изучать юриспруденцию и посещать классы в Академии Жюлиана. В 1904 году молодой человек побывал на спектакле Сары Бернар, после чего у него созрело решение стать все же танцором. Весной 1905 года Сахаров по приглашению Моисея Когана, который учился в Мюнхене, переехал в Германию, стал посещать частную художественную школу австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ашбе (Anton Ažbe, 30 мая 1862 - 6 августа 1905). Там он познакомился со многими русскими художниками и вскоре стал завсегдатаем мюнхенской колонии выходцев из России, среди которых были Марианна Веревкина и Алексей Явленский, Игорь Грабарь и Дмитрий Кардовский, Василий Кандинский и др. После смерти Ашбе Сахаров стал учеником Явленского, завсегдатаем «Розового салона» Веревкиной и другом их обоих. В 1937 году Явленский вспоминал о Сахарове: «Многие годы мы провели вместе, и он почти ежедневно бывал у нас. Годы дружбы были очень интересными, так как Сахаров умный, остроумный, тонко чувствующий и одаренный человек».




Алексей Георгиевич Явленский (1864-1941) Красные губы (Портрет танцовщика Александра Сахарова). 1909 г.

В том же 1905 году Александр окончательно принял решение заняться танцем. В один из дней он сжег все свои работы (!!!), снял пустое ателье и приступил к занятиям хореографией. С 1905 по 1907 год юноша посещал уроки классического балета и уроки акробатики в цирке Шумана, по 12 часов в сутки в своем ателье занимался танцами, доводя себя до болезненного состояния, питаясь ежедневно только фруктами, блюдо с которыми ему утром приносила консьержка.
В 1909 году Сахаров стал членом созданного Нового Художественного объединения Мюнхена (НХОМ) и начал свою танцевальную карьеру. Впервые он публично выступил в 1910 году в зале мюнхенского студенческого квартала, где станцевал Нарцисса. Отмечу, что между 1909-1912 годами Сахарова активно писали его мюнхенские друзья-художники. Писали портреты Александра Владимир Бехтеев, Габриэла Мюнтер и Александр Могилевский. Среди самых известных изображений - портреты его друзей Веревкиной и Явленского.




Борис Золотарев (1889-1966) Александр Сахаров. 1915 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В 1911 году, когда Сахаров уже успешно выступал в королевском концертном зале Одеон, гастролировал в Хагене - крупном городе Рурской области, в этом же году и пересеклись пути русского Сахарова и польки Стрыеньской. Скорее всего, это был мимолетный роман, который юная девушка приняла за серьезное чувство. В 1912 году София вернулась в Краков, а уже в январе следующего, 1913 года, Александр познакомился с танцовщицей Клотильдой Маргаритой Анной фон дер Планитц (1892-1974), выступавшей под псевдонимом Клотильда фон Дерп, которая до конца жизни Сахарова была для него партнершей, женой и постоянной спутницей. Восхищенные творчеством друг друга Клотильда и Александр в мае 1913 года начинают танцевать вместе. Сахаров даже отказывается от контракта на совместное турне с самой Анной Павловой. Во время Первой мировой войны Сахаровы жили в Швейцарии, выступая в разных городах страны. 25 июля 1919 года в Цюрихе Александр Сахаров и Клотильда фон Дерп наконец-то поженились. В Цюрихе Сахаровы познакомились с дочерью американского миллиардера Эдит Мак-Кормик Рокфеллер, которая пригласила пару на гастроли в США, профинансировав их турне. Вернувшись в Европу, Сахаровы поселились в Париже, в течение 1920-30-х годов танцевальный дуэт объездил с гастролями практически всю Европу, страны Востока, Китай и Японию, посетил в 1935 году вновь США и Канаду, выступал на Кубе, в Бразилии, Уругвае и Аргентине. Когда началась Вторая мировая война, Сахаровы гастролировали по Португалии. В 1941 году Сахаровы переехали в Латинскую Америку, откуда в 1948 году вернулись в Париж, а 1952 году переехали в Рим. В Италии Сахаровы преподавали на летних курсах в Музыкальной академии Киджи в Сиене. Александр Сахаров умер в 1963 году, Клотильда пережила мужа на десять лет, она ушла из жизни 11 января 1974 года. Супруги похоронены рядом на римском кладбище Тестаччо.
Вот такая интересная и насыщенная жизнь!
Замечательное исследование Марины Барановой «Жизнь неистовых звезд. Клотильда и Александр Сахаровы» в журнале «Иные берега» можно почитать здесь.
Ну, а мы вернемся к судьбе Софии Стрыеньской.

Глава IV. Начало карьеры

Вернувшись в Краков, София стала интенсивно заниматься живописью и литературным творчеством. Свои чувства к оставленному в Мюнхене танцовщику Саше Сахарову София выразила в цикле рисунков под названием «Романс», где представила себя в образе мальчика-пастушка.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Zaloty (Ухаживание).

Кроме того, она написала цикл из восемнадцати «Волшебных сказок» на народные мотивы и исторические сюжеты, проиллюстрировав каждую рисунком, имитирующим старые гравюры. Среди сказок Софии были «Сказка о пане Твардовском и его ученике», «Легенда о цветке папоротника», «Сказка о двух братьях Окпиле и Бидзиле» и др. Эта литературная работа принесла Софии первый успех, и как художнице.

В 1912 году Общество друзей изящных искусств Кракова представило на своей традиционной выставке все 18 акварельных иллюстраций Стрыеньской (тогда еще Любанской) к сказкам, и все работы были тут же куплены известным меценатом, графом Эдвардом Тышкевичем за 3000 крон. К сожалению, оригинальные доски гравюр были сожжены на Волыни во время Второй мировой войны.
В мае 1913 года арт-критик польского журнала «Time», искусствовед Ежи Вархаловский посвятил художнице целую статью, что сделало имя Софии Любанской широко известным. 21-летняя девушка почувствовала себя настоящим художником, поскольку художественное сообщество признало ее талант. С этого момента и в течение почти четверти века Софию называли одной из самых оригинальных художниц Польши.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Do kościoła (К костелу).

Она завела знакомства в интеллектуальном и богемном обществе Кракова, познакомилась с композитором и историком музыки Здиславом Яхимецким (Zdzisław Jachimecki, 1882-1953), художниками Тадеушем Желеньских (Tadeusza Żeleńskich) и Войцехом Коссаком (Wojciech Kossak, 31 декабря 1857 - 29 июля 1942). София подружилась с дочерьми Коссака - поэтессой Марией Павликовской-Ясножевской и писательницей Магдаленой Самозванец. Магдалена вспоминала об их знакомстве: «Однажды в нашей семейной усадьбе «Коссаковце» (Kossakówce) мы с сестрой Марией услышала звуки музыки, раздававшиеся из гостиной внизу - кто-то играл на пианино. Мы спустились и увидели за инструментом незнакомку, «смешное создание с негритянскими волосами и великолепными, огненными глазами». Когда мы спросили, что она здесь делает, София представилась и сказала: «Этот дом мне очень понравился, поэтому я вышла на веранду и играю на пианино. Пожалуйста, не беспокойте меня». Мы подружилась с ней с первого раза».
Когда началась Первая мировая война, и появилась надежда на создание независимой Польши, София, как и многие художники и писатели, поддержала движение легионов Юзефа Пилсудского. Ее иллюстрации к песням Легиона были выпущены на открытках, а прибыль от продажи пошла в Фонд организации «N.K.N.» (Никто Кроме Нас). Кстати, ныне существует Всеукраинская общественная организация под таким же названием.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Zew Wojny (Зов войны). 1935 г.

Кроме того, во время Первой мировой войны были изданы в виде открыток иллюстрации Софии к колядкам и рождественским обрядам, в 1917 году она создала серию «Пасха», в которой Христос, апостолы и Мария были изображены в окружении то простых поляков, то солдат в прусских касках.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Poklon Pasterzy.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Pastorałka złożona z 7 kolęd (Пасторалька, составленная из семи колядок). 1915 г.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Pastorałka złożona z 7 kolęd (Пасторалька, составленная из семи колядок). 1915 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


женщины - художницы, София Стрыеньска, арт-нуво, Польша, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up