ЖЗЛ (СОФИЯ СТРЫЕНЬСКА. ИСТОРИЯ ПРИНЦЕССЫ И НИЩЕНКИ. (Вступление))

May 12, 2014 13:47

Всегда с радостью открываю для себя новые имена в истории изобразительного искусства и спешу поделиться этой радостью с вами. Уже почти две недели я «живу» с именем этой замечательной художницы, открывая для себя ее жизнь и творчество, выстраивая цепочки событий ее насыщенной и драматической судьбы.
Знаменитых женских имен в польской живописи не так уж и много. Конечно, все знают Ольгу Божнаньску и Анну Билинску-Богданович, смело назовут Тамару Лемпицку, хотя та, являясь полькой по рождению, жила и в России, и во Франции, и в США. Но вот ни в одной энциклопедии по живописи, ни на крупнейшем сайте польской живописи «Galeria Malarstwa Polskiego» я не встретил имени художницы, о которой хочу рассказать сегодня.




Zofia Stryjeńska. 1915 г.

Хотя польские историки искусства пишут, что наряду с Ольгой Божнаньской и Тамарой де Лемпицкой, она была одной из самых известных польских художниц межвоенного периода ХХ века - в 1910-1930 годы. С легкой руки редактора польской газеты «Литературные новости» Мечислава Грыдзевского за Софией Стрыеньской (так зовут героиню сегодняшнего материала) закрепился эпитет «Принцесса польской живописи». Художницу величали «славянской богиней», «волшебницей», один из кураторов ее выставки уже в веке XXI-м охарактеризовал ее, как «воплощение вкусов польской интеллигенции первой половины ХХ века».






Zofia Stryjeńska (1894-1976) Ognisko (У костра). 1930 г.

Стрыеньска была наделена огромным талантом, блестящим интеллектом, чувством юмора и личным обаянием. Ее творческое наследие необычайно обширно - монументальная и станковая живопись, графика, книжные иллюстрации и рекламные плакаты, театральная сценография и костюмы, дизайн тканей и игрушки, и даже архитектурно-градостроительные проекты. Художница является автором нескольких пьес, сказок и теоретических работ по истории живописи. Но… Судьба распорядилась так, что после Второй мировой войны художница не захотела жить при коммунистическом режиме и эмигрировала из Польши, а посему ее имя было негласно вычеркнуто из истории польской живописи, хотя творчество нещадно эксплуатировалось издателями, за что сама художница не получала ни копейки. Только в конце ХХ века независимая новая Польша вернула читателям и зрителям имя Стрыеньской, впрочем, как пишут современные историки искусства, «мода на творчество художницы вернулась с модой на арт-деко». И сейчас все с восторгом, как и 70 лет назад, пишут, что художница талантливо объединила арт-деко с национальным фольклором, создала свой собственный стиль, который легко узнаваем.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Rybak.

В общем-то, в интернете можно найти немало публикаций и еще больше картин этого замечательного автора, но… все эти статьи на польском или английском языках. Замечу также, что авторы этих статей пишут не только о творчестве Стрыеньской, но и подробно описывают ее насыщенную и драматическую жизнь. Сами заглавия уже интригуют - «Блеск и нищета жизни Софии Стрыеньской», «Проклятие бездомной жизни» и т.д. Благодаря недавно опубликованным дневникам художницы, становится понятным драматизм ее биографии: два неудачных брака, принудительное лечение в психиатрических учреждениях, постоянные финансовые проблемы, болезнь глаз, приведшая к полной слепоте, эмиграция. Ее жизнь была полна драматических поворотов и постоянной борьбы за выживание, героиня скандалов в течение многих лет в одиночку боролась с бедностью, завистью и обидами. Ни о чем этом нельзя даже подумать, рассматривая ее светлые, яркие, жизнерадостные картины.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Scena huculska z faunem. 1935 г.

В 1995 году дневники художницы были опубликованы ее внуками, которые долго сомневались - давать ли разрешение на издание книги. Но вышедшая книга помогла ответить на многие вопросы, которые ставили перед собой историки и искусствоведы. В чем причина ее порой эпатажного поведения, личной трагедии во взаимоотношениях с детьми? Почему прославленная и успешная художница закончила свою жизнь больной и бедной на чужбине? Многие ответы на эти и другие вопросы кроются в том, что Стрыеньска не смогла совместить в своей жизни творчество, без которого себя не мыслила, и простое женское, материнское и семейное счастье. Впрочем, не берусь оправдывать или осуждать некоторые ее поступки, помня - не суди, да не судим будешь! Констатируя лишь факты и используя цитаты, предоставляю своим читателям право понять или не принять жизнь талантливой художницы, а главное - полюбить ее картины.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Harnasie.

Перелопатив кучу статей о художнице, переведя многие статьи с польского, ведя борьбу с их "Ж" и "Ш", я попытался составить подробную биографию, чтобы познакомить вас с ее жизнью и творчеством. Конечно, в Польше выпущена книга о Стрыеньской, но думаю, она еще не переведена на русский язык, поэтому, хочется верить, что мои труды и потраченное время были не напрасны...
В своем исследовании я использовал материалы Википедии, польских авторов и журналистов Дороты Маршал, Малгожары Сталмирской, Марты Вирзбянской, Дороты Ярецкой, Петра Лопушански, Вецлава Челминика и множества других сайтов, на которых искал информацию о встречающихся именах, датах и событиях.




Zofia Stryjeńska (1894-1976) Laura i Filon. Scena rodzajowa (Лayра и Филон. Жанровая сцена).

Надеюсь, вы получите удовольствие от знакомства с этим незаслуженно забытым именем талантливой польской художницы, жизнь которой часто ее не щадила, разочаровывала, но и дарила счастливые часы вдохновения и радость творчества.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


женщины - художницы, София Стрыеньска, арт-нуво, Польша, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up