ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (КАК ДВА НЕМЦА ОДНУ КАРТИНУ НАРИСОВАЛИ...)

Aug 01, 2015 20:58

Спасибо моим читателям и друзьям, которые пополняют мою рубрику «Идеи витают в воздухе», присылая мне примеры подражания, заимствования, а то и прямого плагиата, которые порой встречаются в живописи. Вот и совсем недавно я получил от историка искусства ВВВладимирова два автопортрета двух немецких художников, которые родились с разницей в 70 лет и картины свои написали с разницей в 80 лет. Но, уж очень они похожи, прямо «на одно лицо», хоть и лица на картине разные…
Начну с младшего по возрасту.

Штефан Нютцель
Stefan Nuetzel

Родился в 1967 году




Stefan Nuetzel

Австрийский художник немецкого происхождения.
Штефан родился в Германии в городе Байройт. Живописи он учился у самого Бальтюса в Париже.



Бальтюс (Balthus, 29 февраля 1908 - 18 февраля 2001), настоящее имя которого Бальтазар Клоссовски де Рола, как пишут искусствоведы, за 80 лет своего творческого пути «обращался ко всем традиционным жанрам европейской живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сцены), насыщая их тревожно-эротической атмосферой и провокационным фрейдистским подтекстом».





Balthus (Balthasar Kłossowski de Rola) (French, 1908-2001) Autoritratto. 1940 г.
Бальтюс со своей женой, японской художницей Сетсуко Идета.

В работах Бальтюса 1930-1940-х годов можно увидеть «неестественную застывшесть изображенных фигур, переданных с почти фотографической точностью», уже тогда художник создал свою индивидуальную манеру, которую часто сравнивают с «магическим реализмом». Кстати, в 1990-х Бальтюс был единственным из живущих на тот момент живописцев, чья картина находилась в постоянной экспозиции Лувра. Вот такой у Штефана был первый учитель. Бальтюс же посоветовал своему ученику поездить по Европе, чтобы «впитать свет и тень картин Караваджо, научиться у Веласкеса его свободной манере письма».
И Нютцель сначала побывал в Италии, затем посетил Мадрид. После этого, в начале 1990-х, художник вернулся в Германию, переехал в Нюрнберг, где в течение шести лет продолжил учиться в местной Академии изобразительных искусств у профессора Иоганнеса Грюцке (Johannes Grützke, род. 30 сентября 1937 года в Берлине).





Johannes Grützke (German, born 1937) Selbstporträt. 1980 г.
Johannes Grützke 1998 г.

Грюцке тоже известный художник, выпускник Академии изящных искусств в Берлине (1957-1964) и Международной летней Академии изящных искусств в Зальцбурге (1962), где он учился у Петера Янссена (Peter Janssen, 29 марта 1906 - 18 марта 1979) и крупнейшего представителя австрийского экспрессионизма Оскара Кокошки (Oskar Kokoschka, 1 марта 1886 - 22 февраля 1980). Грюцке еще в 1973 году основал Школу нового великолепия. Профессором живописи в Академии изобразительных искусств в Нюрнберге он проработал с 1992 по 2002 год.

Вероятней всего, именно у Грюцке Штефан позаимствовал свой стиль в живописи, который искусствоведы называют «немного неряшливым». С творчеством художника можно познакомиться на его официальном сайте.
Отучившись в Нюрнберге, Нютцель совершил путешествие по США, где вдохновлялся творчеством опять же классика - Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent, 12 января 1856 - 15 апреля 1925). В настоящее время Нютцель живет и работает в столице Австрии - Вене.
Среди множества пейзажей, портретов, обнаженной натуры и городских видов, написанных Штефаном Нютцелем, меня интересует лишь одна картина, написанная в 2013 году и названная «Рисовальщик и модель». Замечу, что не совсем понятно, судя по фотографии художника, себя он изобразил на картине или нет. Похожесть, вроде бы есть…




Stefan Nuetzel (German, born 1967) Zeichner und Modell. 2013 г.

Ну, а теперь рассмотрим картину, написанную в 1933 году другим художником, правда, по национальности тоже немцем.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Londa vom Ai betrachtet - Halbakt (Selbstbildnis des Künstlers mit Ehefrau Londa, als Aktmodell) (Лонда, смотрящая на меня - Полуобнаженная (Автопортрет художника с женой Лондой, как с обнаженной моделью)). 1933 г.

Исключив лица персонажей этих двух картин, хочется задать «традиционный» вопрос - найдите хотя бы три различия!!! Ну, а пока вы размышляете, расскажу об авторе этой второй картины, тем более, что он - видная фигура в живописи Германии ХХ века.

Конрад Феликсмюллер
Conrad Felixmüller

21 мая 1897, Дрезден - 24 марта 1977, Целендорф





Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Selbstbildnis mit zeichenstift (Автопортрет с карандашом). 1927 г.
Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Selbstbildnis mit malender Hand (Автопортрет с рисующей рукой). 1970 г.

Немецкий живописец и гравер, яркий представитель экспрессионизма.
Настоящее имя художника - Конрад Феликс Мюллер, но поскольку Мюлерров в немецкой живописи было немало, художник выбрал в качестве творческого псевдонима фамилию Феликсмюллер, добавив к фамилии свое второе имя.
Сначала в 1911-1912 годах Конрад учился в рисовальных классах Дрезденской школы искусств и ремесел (Kunstgewerbeschule), затем в 1912 году посещал частную школу художника, профессора Дрезденской Академии Фердинанда Дорша (Ferdinand Dorsch, 10 декабря 1875 - 13 января 1938). И в том же году Конрад поступил в Дрезденскую Академию художеств, где учился в классе Карла Банцера (Carl Ludwig Noah Bantzer, 6 августа 1857 - 19 декабря 1941).




Carl Bantzer

Банцер был членом колонии художников в Виллингхаузене, изучал импрессионизм в Париже, находился под влиянием импрессионизма и был известен картинами бюргерского быта, изображая швальмерских фермеров и их семьи (Швальм - это регион Северного Гессена). В 1896 году Банцер был назначен профессором в Королевской академии искусств в Дрездене, в 1918 году художник получил должность директора Академии искусств в Касселе и занимал этот пост до 1923 года. На протяжении всей жизни Банцер постоянно приезжал работать в Виллингхаузен и Марбург, где у него была своя мастерская, и где он умер в 1941 году в возрасте 84 лет.

В 1915 году, по неизвестным причинам, Феликсмюллер бросил Академию, он начинает работать как свободный художник, сотрудничая с журналами «Буря» (Der Sturm) и «Акция». Одновременно художник самостоятельно изучал различные методы выполнения гравюр. В это время Конрад часто ездил в Берлин, где работал в студии художника-экспрессиониста и писателя Людвига Майднера (Ludwig Meidner, 18 апреля 1884 - 14 мая 1966), посещал вечера, где собирались экспрессионисты.
В 1915 году Феликсмюллер подписал свой первый контракт с галереей Эмиля Рихтера, в этом же году он вместе с художниками Хекелем, Киршнером и Шмидтом-Роттлуфом экспонировался в дрезденской галерее «Арнольд», а в 1916 году его работы были выставлены в галерее «Der Sturm». В 1917 году художник стал соиздателем художественно-литературного журнала «Люди» (Menschen), где публиковал теоретические записки об искусстве.
В том же 1917 году Феликсмюллера призвали на военную службу в качестве санитара, во время военных действий он попал в плен.
После окончания первой мировой войны Конрад переехал в Дрезден, где стал одним из основателей и председателем группы художников-экспрессионистов «Экспрессионистское рабочее общество Дрездена». Художник являлся также одним из самых молодых членов движения «Новая объективность» (Neue Sachlichkeit), еще название этого движения переводят, как «Новая вещественность». В 1919 году он также присоединился к «Ноябрьской группе» и стал членом дрезденского «Сецессиона», правда, в конце года покинул эту организацию.
Кроме того, будучи на фронте, Конрад подружился с социалистом, издателем Францем Пфемфертом, что поспособствовало принятию радикальной политической позиции. С 1918 по 1922 год Феликсмюллер был даже членом Коммунистической партии Германии.
Художник в своих работах отображал социальные реалии Германии времен Веймарской республики, публиковал много ксилографий и рисунков в левых журналах. Феликсмюллер работал не только в журнале Пфемферта, но и в различных газетах Дрездена, Регенсбурга и Гамбурга. Помимо изображений рабочего класса и их бедственного положения, Конрад писал много портретов, в том числе автопортретов и изображений своей жены и детей.
В 1919-1920 годах Конрад обучал гравировке известного немецкого экспрессиониста Отто Дикса (Otto Dix, 2 декабря 1891 - 25 июля 1969). В 1920 году Феликсмюллер получил Большую Государственную премию в области живописи, в 1923-1933 годах художник принимал участие в многочисленных выставках, не раз получая награды и премии.
В 1934 году Конрад переехал в Берлин, надеясь, что в столице у него будет возможность работать более свободно. Так оно сначала и было. В 1937 году Феликсмюллера приняли в Союз берлинских художников, на весенней выставке Союза художник получил приз, а уже в конце года его из Союза исключили.
Пришедшие к власти нацисты припомнили Конраду его бывшее членство в Коммунистической партии, его работы были изъяты из государственных коллекций, 40 из них были показаны на выставке «Дегенеративное искусство» в Дрездене, а затем уничтожены. В 1937-1938 годах нацистским культурным ведомством у художника было конфисковано и уничтожено более 150 работ. К счастью, самого художника не тронули.
Но на этом беды Феликсмюллера не закончились. В 1944 году берлинский дом, где художник жил с 1934 года, был разрушен при бомбардировке, в результате чего погибло огромное количество его произведений. Художник с семьей переехал в Таутенхайн близ Лейпцига, но в этом же году его вновь призвали на военную службу. В 1945 году Конрад даже побывал в советском плену, а после окончания войны вернулся в Таутенхайн, где построил в заброшенном сарае свое рабочее ателье и в течение долгих лет восстанавливал своё новое жильё.
В 1949 году Феликсмюллер был приглашен преподавать рисунок и живопись на педагогическом факультете университета Мартина Лютера в городе Галле, а в 1951 году уже получил звание профессора. В 1950-х годах выставки художника прошли в Государственной галерее Морицбург в Галле (1951) и Музее искусств Дюссельдорфа (1957).
После выхода в 1961 году на пенсию Конрад Феликсмюллер оставил преподавательскую деятельность и вернулся в Берлин. В 1964-1977 годах художник периодически проживал то в Восточном Берлине (ГДР), то в Западном Берлине (ФРГ), где у него в городском районе Целлендорф была также квартира со студией. В эти годы Феликсмюллер участвовал в многочисленных выставках, как в обеих Германиях, так и за рубежом. В 1973 году Союз художников Берлина организовал, по сути, первую крупнейшую выставку работ художника, где были представлены все периоды его творчества. В 1974 году Феликсмюллеру была вручена Золотая медаль IV Международного биеннале по графике во Флоренции. Художника, как графика, очень ценили. Историки подсчитали, что в период с 1913 до 1976 год Феликсмюллер создал 461 гравюру на дереве, 150 офортов и 88 литографий.
Удивительное совпадение, но почти перед самой смертью художника его выставки прошли в ГДР и ФРГ, в Париже, Риме, Болонье и Флоренции.
Конрад Феликсмюллер умер весной 1977 года в пригороде Берлина, не дожив два месяца до своего 80-летнего юбилея.
Напоследок замечу, что художник был женат дважды, но, как и первую жену Лонду, урожденную баронессу фон Берг (1896-1979), которая была его любимой моделью, так и вторую жену Гертруду, Конрад любил писать вместе с собой на автопортретах, также, как и своих детей - сыновей Луку и Титуса, и дочь Сибиллу. О чем свидетельствует ниже приведенная галерея.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Malerfamilie (Семья художника). 1920 г.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Malerfamilie (Семья художника). 1920 г.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Selbstbildnis mit meiner Frau Londa und meinen Sohn Titus. 1923 г.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Selbstbildnis mit Londa. 1933 г.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Self-portrait with Wife, Gertrud Müller.




Conrad Felixmüller (German, 1897-1977) Selbstbildnis mit meine Frau. 1964 г.

А по поводу картины Штефана Нютцеля остается спросить вас, дорогие читатели: как бы вы это всё назвали?? ))

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2, 3.


Штефан Нютцель, картины-двойники, экспрессионизм, Германия, Конрад Феликсмюллер, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up