ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ЧТО ОБЪЕДИНИЛО РЕПИНА, ИСРАЭЛЬСА И ДОМЬЕ?)

Jul 28, 2015 23:27

Продолжить тему "Идеи витают в воздухе" меня побудил комментарий к моему давнишнему посту о бурлаках. Моя читательница написала в комментариях: Очень хочется услышать мнение знатоков биографий художников и их творчества! Был ли знаком Репин с работами художника Йозефа Исраэлса, у которого есть картина "Кораблекрушение", по другим источникам - "Перенос утопленника" 1861 год (Музей искусства Сент-Луис, штат Миссури, США). Могла ли эта картина Йозефа натолкнуть Репина на идею "Бурлаков"?




Репин Илья Ефимович (1844-1930) Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Русский музей, СПб

Захотелось самому разобраться - был ли знаком, не могла ли натолкнуть... Вот что мне удалось выяснить, и что я ответил Галине в письме, а теперь публикую свой ответ отдельным постом.



Думаю, никакой связи Репина с голландцем Йозефом Исраэльсом (Jozef Israëls, 27 января 1824 - 12 августа 1911) нет. Исраэльс, которого историки называют главой реалистической Гаагской школы живописи, был бытовым живописцем, изображал преимущественно семейную жизнь голландцев и быт моряков.




Jozef Israëls (Dutch, 1824-1911) Self-Portrait. 1881 г. Aberdeen Art Gallery & Museums

В юности он работал у отца в меняльной лавке, в свободное время копируя гравюры, там же брал первые уроки живописи у местных художников Ван Бюиса и Ван Вихерена. Затем Йозеф учился у Яна Адама Круземана (Jan Adam Kruseman, 12 февраля 1804 - 17 марта 1862) в Амстердаме и у Франсуа-Эдуара Пико (François-Edouard Picot, 10 октября 1786 - 15 марта 1868) в Париже. Первоначально Исраэльс посвятил себя исторической живописи, но позже перешёл к бытовым темам.




Jozef Israëls (Dutch, 1824-1911) Fishermen carrying a Drowned Man. 1861 г. The National Gallery, London

Да, Йозеф Исраэльс написал картину, которая все же называется не "Кораблекрушение", а "Рыбаки, несущие утопленника", раньше, чем появились репинские бурлаки. Но схожесть этих работ, думаю, только в похожести композиции - и там, и там процессия людей.
Конечно, я не знаток подробной биографии Ильи Ефимовича Репина (24 июля (5 августа) 1844 - 29 сентября 1930), но в 1861 году, когда ориентировочно была написана картина Исраэльса, Илья Репин еще работал в иконописной артели в Воронежской губернии, с 1863 по 1871 год он учился в Академии в Санкт-Петербурга.




Репин Илья Ефимович (1844-1930) Автопортрет. 1878 г. Русский музей, СПб

За границу не выезжал, а в столице навряд ли проводились выставки современных зарубежных художников. К тому же все биографы пишут, что идея написать бурлаков возникла после того, как художник в 1870 году увидел бурлаков на Неве. Тогда же он начал писать этюды, а летом поехал на натуру на Волгу. В 1871 году основной вариант "Бурлаков на Волге" был готов, полностью картина была завершена к 1873 году. Кроме того, в 1870 году Репин написал несколько картин и этюдов на тему бурлаков, которые по композиции не совпадают с его известной картиной.
Так, что, считаю, нет никакой связи между картинами Исраэльса и Репина. Даже нельзя сказать про "идеи, которые витают в воздухе", поскольку и темы картин очень разные, хоть и связанные с водой.
Кстати, картина Исраэльса находится не только в Музее искусства Сент-Луис в США, но и в Национальной галерее в Лондоне. Смею предположить, что в США находится авторская копия. Поскольку картину Исраэльс в 1861 году экспонировал в парижском Салоне, а в 1862 году на выставке в Королевской Академии в Лондоне. В Англии картина и осталась.
Так вот, на сайте Нац.галереи указывается, что это на Исраэльса повлияли картины француза Оноре Домье (Honoré Victorin Daumier, 26 февраля 1808 - 10 февраля 1879), изображавшие группы крестьян и рыбаков. Домье был не только живописцем, но и графиком, скульптором и крупнейшим мастером политической карикатуры XIX века.




Charles-Francois Daubigny (French, 1817-1878) Portrait of Honore Daumier.

Домье родился в Марселе в семье стекольщика. В юности освоил мастерство литографа, сначала зарабатывал на жизнь созданием литографических иллюстраций для музыкальных изданий и рекламы. В 1840-х годах стал известен карикатурами на политическую и общественную жизнь Франции. Представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки.того времени. С 1848 по 1871 год создал около восьми тысяч литографий и карандашных рисунков. Художник продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп.
Так вот, у Домье нашел картину "Беженцы", написанную в 1850 году. Она, как мне кажется, больше напоминает картину Исраэльса, чем репинские бурлаки. Согласитесь!




Honoré-Victorin Daumier (French, 1808-1879) Le Fugitifs. 1850 г. Petit Palais, Paris

Поэтому, стоит заметить, что это картина Домье, скорей, натолкнула Исраэльса на идею написать процессию рыбаков, несущих утопленника. А репинские бурлаки здесь не при чем!
И напоследок, отвечая на свой же вопрос, заданный в заглавии поста, остается добавить, что и Домье, и Исраэльс, и Репин использовали очень популярную у живописцев диагональную глубинную композицию - так как она считается наиболее динамичной и эффектной. Можно найти не один десяток картин, действие которых происходит на берегу реки (моря), и группа персонажей движется по диагонали справа налево к первому плану...


Йозеф Исраэльс, Франция, Илья Репин, идеи витают в воздухе, Оноре Домье, Голландия, Россия

Previous post Next post
Up