Питер Бергер (1929-2017) Томас Лукман (1927-2016) Социальное конструирование реальности. М., 1995г.

Jan 07, 2025 18:37

Трактат по социологии знания
Глава 2. Общество как объективная реальность
1. Институционализация
б. Истоки институционализации
...Сейчас важно подчеркнуть, что взаимосвязь между человеком - создателем и социальным миром - его продуктом является диалектической и будет оставаться таковой. То есть человек (конечно, не в изоляции, но в своей общности) и его социальный мир взаимодействуют друг с другом. Продукт оказывает обратное воздействие на производителя. Экстернализация и объективация - два момента непрерывного диалектического процесса. Третьим моментом этого процесса является интернализация (посредством которой объективированный социальный мир переводится в сознание в ходе социализации), которая будет детально обсуждаться позднее. Однако уже можно видеть фундаментальную взаимосвязь трех диалектических моментов социальной реальности. Каждый из них соответствует существенной характеристике социального мира. Общество - человеческий продукт. Общество - объективная реальность. Человек - социальный продукт. Уже должно быть ясно, что анализ социального мира, который исключает хотя бы один из этих трех моментов, будет неполным и искажающим.

...Чем более поведение институционализировано, тем более предсказуемым, а значит, и контролируе­мым оно становится. Если социализация была ус­пешной, то откровенно принудительные меры применяются выборочно и осторожно. Большую часть времени поведение будет “спонтанным” в рамках институционально установленных кана­лов. Чем более само собой разумеющимся являет­ся поведение на уровне значений, тем меньше воз­можных альтернатив остается институциональ­ным “программам” и тем более предсказуемым и контролируемым будет поведение.

...То знание, которое счита­ется в обществе само собой разумеющимся, су­ществует наряду с известным или еще не извест­ным, но которое при определенных условиях мо­жет стать известным в будущем. Это знание, ко­торое приобретается в процессе социализации и опосредует объективированные структуры со­циального мира, когда оно интернализируется в рамках индивидуального сознания. В этом смысле знание - сердцевина фундаментальной ди­алектики общества. Оно программирует каналы, по которым в процессе экстернализации создает­ся объективный мир. Оно объективирует этот мир с помощью языка и основанного на нем ког­нитивного аппарата, то есть оно упорядочивает мир в объекты, которые должны восприниматься в качестве реальности. А затем оно опять ин­тернализируется как объективно существующая истина в ходе социализации. Знание об обществе является, таким образом, реализацией в двойном смысле слова - в смысле понимания объективи­рованной социальной реальности и в смысле не­прерывного созидания этой реальности.

Границы личности, Лукман, Контроль, Воспитание, Причины, Система и элемент, Личность, Поведение, Общество, Диалектика, Реальность, Восприятие, Привычка, Традиция, Бергер

Previous post Next post
Up