Dec 10, 2024 23:08
Стратегии концептуализации и онтологический статус (образы - концепты - рефлексия)
Глава 1. Надындивидуальные структуры памяти
1.5. Память и идентичность
Драма и танец, пение и поэзия вышли из чрева Мнемозины, памяти. Очевидно, это слово называет нечто иное, чем просто психологически понимаемую способность удерживать прошедшее в представлении. Хайдеггер М. Что значит мыслить
...Символы являются амплификаторами естественной способности нейронных сетей отдельного человека сохранять содержание прошлого опыта. Это происходит за счет коммуникации, когда символы раскрывают свое содержание. Есть все основания предполагать, что без амплификации индивидуальных мнемонических способностей с помощью системы культурных средств индивидуальная способность памятования будет очень быстро угасать *.
* Исследования, которые позволяют сделать такие выводы, начал Т. Рибо, выдвинувший гипотезу о социальной обусловленности способности запоминания. Гипотезу Т. Рибо подтвердил на социологическом и историческом материале М. Хальбвакс. Он ввел понятие «амнезия социального действия», доказывая, что индивиды, переходя из одной социальной среды в другую, в моменты перехода теряют свои прошлые «точки зрения памяти», воспоминания. Благодаря амнезии социального действия они это не осознают. См. подробнее: Рибо Т. Память в ее нормальном и болезненном состояниях. СПб., 1894 ; Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007 ; Halbwachs M. La topographie légendaire des Évangiles en Terre Sainte. Paris, 1941 ; Idem. Das Gedächtnis und seine sozialen Bedingungen. Frankfurt, 1985.
Хальбвакс,
Эмиграция,
Личность,
Символ,
Поведение,
Общество,
Хайдеггер,
Ритуал,
Макаров,
Рибо,
Традиция,
Память,
Механизмы мышления