Объективная необходимость прогресса. - Яроцкий Александр Иванович (1866-1944)
...Сопоставляя три точки зрения, изложенные выше, мы видели, что они все сводятся на первую теорию - «сознательного» прогресса, как результата творческой деятельности человеческого духа. Как бы эта теория ни была стройна, красива, как бы не заставляла биться к себе симпатией сердце, мы не можем не признать ее узкой и не охватывающей действительности. Сопоставляя сознательную творческую деятельность человека с бессознательной творческой деятельностью жизни, самое существенное помнить, что творчество человека есть нечто крайне бедное и слабое. Совокупность психических явлений у человека, которую обозначают общим именем сознания, как бы она резко не отличалась своим богатством по сравнению с психическим миром других живых существ, представляет из себя не что иное, как наиболее развитое и сильное орудие, задача которого есть образовать и поддерживать соответствие между организмом и окружающей средой. И вот даже первая часть этой задачи - понять и узнать, что происходит в этой среде и что она такое - выполняется нашим сознанием крайне несовершенно. Окружающая среда бесконечно сложна, а человеческое сознание по методу своей работы подвигается вперед, схематизируя, улавливая только самые грубые отношения между явлениями окружающего мира, так что получается крайне неполная, односторонняя картина окружающего, которая не может служить прочным базисом для активного вмешательства. Это относится к первой части задачи - познания окружающего; что касается второй части: творческой силы человеческого разума, то, может быть,
она еще слабее, чем способность познавания.
Строится же жизнь, в том числе общественная, политическая и экономическая, тем же бессознательным, если можно так выразиться, путем, как развивалась жизнь вообще с своих самых низших ступеней. В этом процессе выработки общественных форма участвуют, составляют главные элементы всей постройки отдельные сознательные личности. Но участие их заключается не в том, чтобы сознательно осуществить заранее ими предначертанный план, но в том, что они борются за свое счастие и за свою личность, какое бы широкое представление мы ни влагали в это понятие. Самое простое живое существо борется за свое счастие и жизнь: если мы вернемся к человеку и возьмем самые высокие ступени его развития, то и тут формы жизни будут слагаться тем же путем борьбы отдельных личностей за свое счастие и за возможность наиболее полно и ярко проявлять себя. Разница, по сравнению с низшими ступенями эволюции, будет состоять только в том, что здесь каждая личность бесконечно сложнее и сильнее. Сущность же процесса остается все та же - борьба отдельных единиц за наиболее полное осуществление жизни. И если б на высших ступенях общественной жизни эта сущность изменилась, и дальнейшее развитие пошло бы по типу практического осуществления, заранее теоретически, сознательно предначертанного плана, это не только не было бы шагом вперед, а наоборот, было бы регрессом, так как жизнь бесконечно богаче и сложнее, чем ее отражение в сознании, и сознательная творческая деятельность человека бесконечно слабее бессознательной творческой силы жизни.
...Вместе с дальнейшим ростом человеческой личности элемент сознания будет играть все большую и большую роль в общественной эволюции, но опять-таки это не будет сознательным осуществлением определенного плана, а просто высоко развитая личность будет более сознательно относиться к окружающему и более стойко отстаивать свои интересы.
Таким образом, теория сознательного прогресса представляется крайне узкой точкой зрения, которая выдвигает на первый план фактор, играющий очень незначительную роль, - сознательное творчество общественных форм человеком - и оставляет в тени могущественную созидательную силу, присущую самой жизни. Что же касается вопроса о том, как происходит это бессознательное, могущественное творчество жизни, то одна из возможных формулировок была приведена выше, когда мы говорили о росте личности по мере усложнения окружающей среды.
...В начале этой статьи мы поставили себе вопрос: может ли субъективная вера в прогресс, как процесс роста человеческой личности, быть обоснована на объективных данных современного знания? Вопрос этот для себя мы решили положительно. Постоянное усложнение среды, окружающей человека, влечет за собою рост и всестороннее развитие человеческой личности; а последнее влечет за собою большую полноту, яркость и устойчивость жизни, т.-е. счастие.