Сен-Симон и его школа. - Чичерин Борис Николаевич (1828-1904)
...Любопытны те доводы, которыми Сен-Симон думал подвинуть своих современников к принятию его предложения. Он разделял людей на три разряда: на ученых, художников и вообще людей прогресса, на собственников, противящихся всякому нововведению и не-собственников, которые становятся под знамя равенства.
Первым он указывал на то, что его предложение согласно с их собственными интересами; противится этому только сила инерции, которую и надобно побороть. Вторым он доказывал, что их преимущество перед не-собственниками основано не на избытке материальных средств, а единственно на превосходстве образования. Поэтому прямой их интерес заключается в том, чтобы привлечь на свою сторону тех из среды не-собственников, которые возвышаются над другими умом и талантом. Пренебрежение к этом правилу повело к французской революции. Интеллигенция соединилась с не-собственниками, и собственники были побеждены. И это будет повторяться до тех пор, пока интеллигенция не будет привлечена к собственникам своими интересами, что и имеется в виду сделанным предложением. Наконец, не-собственникам Сен-Симон внушал, что всякое улучшение их состояния возможно единственно вследствие центров науки и искусств;
следовательно, приняв его предложение, они поставят во главе человечества людей, им наиболее полезных.
...Стараясь убедить различные общественные классы в выгодах, которые принесет им его предложение, Сен-Симон обращается и ко всем им в совокупности, указывая на те гибельные последствия, которые повлекло за собою приложение начала равенства в революции 1789 г. Независимо от ужасов, которые оно произвело тем, что вручило власть невежественной толпе, оно породило совершенно невозможный образ правления чрезмерным умножением выборных властей, которые все должны были оплачиваться для того, чтобы дать к ним доступ не-собственникам. Таким образом, труд управляемых едва доставал для содержания правителей, что прямо противоречит интересам не-собственников, заключающимся в том, чтобы платить как можно менее податей. По мнению Сен-Симона, всем классам общества будет выгодна следующая организация: духовная власть в руках ученых, светская в руках собственников, наконец, право назначать начальствующих лиц в руках всех; а в виде жалованья - уважение.
...Осуществление своих планов Сен-Симон ожидал от Наполеона, перед гением которого он преклонялся и которого считал не главой только государства, но и работ человеческого разума. Намекая на себя, он говорит, что самый сильный человек после императора тот, кто наиболее глубоко ему удивляется. В тех же видах он писал, что императору нужен научный помощник, способный понять его планы и содействовать их исполнению; нужен второй Декарт. При таких начальниках работы школы были бы изумительны.
Сен-Симон предсказывал, что Наполеон завоюет весь мир и даст ему свои законы. Хотя англичане еще сопротивляются, но скоро они падут, и тогда кончится война, ибо не будет более силы, способной сопротивляться воле императора. Когда же война будет кончена, его внимание устремится исключительно на науки. По его указаниям и под его начальством ученая мастерская выработает энциклопедию. Это сочинение организует физицизм, оснует посредством размышления и наблюдения те общие начала, которые навеки будут служить руководством человечества. Гений императора даст человечеству и наилучшее общественное устройство. Судя по первым же распоряжениям, можно предположить, что духовная власть и светская будут разделены: первая перейдет в руки физицистского папы и духовенства; вторая же будет разделена между князьями, стоящими во главе разных частей человечества, при чем интересы этих частей будут охраняться представителями, избранными из самых крупных собственников и самых видных литераторов. Эти идеи, заключает Сен-Симон, должны рассматриваться, как проявление светозарного луча, исходящего из фокуса императорского разума.
Поход на Россию положил конец всем этим мечтам, а вместе изменил и самые воззрения Сен-Симона на личность императора.