Вопросы философии и психологии. Год IX. Книга V (45) Ноябрь-декабрь 1898 г.

Jun 21, 2024 14:42

О. Конт и его значение в исторической науке. - Герье Владимир Иванович (1837-1919)
...Для Сен-Симона мораль приобретает значение гораздо более важное, чем она имела для философов XVIII века. Ему нужно приписать заслугу, что для него мораль стала крупнейшим общественным вопросом, важность которого он сравнивает со значением плотин для Голландии; - это, по его словам, единственная плотина, которую собственники могут противопоставить пролетариату.

...Как видно из вышеприведенных данных, в эпоху составления позитивной философии умственная эволюция преобладала в глазах Конта над нравственной, и эгоизм составлял для него необходимую основу последней. Но Конт не остановился на этой точке зрения; под влиянием происшедшей в нем самом эволюции изменился его взгляд на два существенные вопроса: моральный интерес получил в его глаза перевес над умственным в жизни человечества. Эта перемена в его настроении заметна уже в конце его сочинения о позитивной философии: впоследствии же оно настолько усилилось, что Конт под его влиянием перестроил свою иерархию наук и возвел этику на степень седьмой, высшей науки в этой иерархии. А, во-вторых, Конт стал иначе смотреть на самый принцип морали; не эгоизм, умеряемый разумом, признается Контом движущим началом этической жизни, а новый противоположный принцип - vivre pour autrui [жить для других], для которого Конт и создал новый термин - альтруизма.

...Не одна только организация духовной власти и ее общественное призвание в эпоху позитивизма представляют собою сколок с католицизма. Позитивизм Конта сходится с католицизмом и в отрицательном отношении ко всем явлениям индивидуальной жизни - к личности, национальности, расе, и в пренебрежении к государству. Они сходятся и в положительном смысле - в стремлении организовать безусловный универсальный авторитет, которому должны быть одинаково подчинены все племена человечества. Как глубоко родственна натура Конта духу католической теократии, это особенно обнаружилось тогда, когда Конт приступил к созданию новой религии на началах позитивизма, религии конкретной и подлежащей демонстрации. Такая религия должна была иметь видимый предмет поклонения. Таковым являлось в глазах Конта „человечество“. Нашедши новое божество, Конт стал увлекаться задачей создать для него новый культ и при этом все более и более возвращался к формам прошлого, не исключая самого фетишизма. В организации духовной власти, в культе „благодетелей человечества“ и во многих обрядах религия позитивистов подошла так близко к католицизму, что Гёкслей не без основании мог сказать: „В своей слепоте я не в состоянии отличить контовской религии человечества от папства с Контом на престоле св. Петра и с переименованием большей части святых католического календаря в святых новой церкви“.

...В силу этого принципа, светское руководство обществом поручалось у Конта банкирам (капиталистам). Для того, чтобы эта организация послужила к счастливому разрешению социального вопроса, нужно было, по мнению Конта, убедить пролетариев, что сосредоточение капиталов в руках вождей промышленной деятельности есть необходимость и что безразлично, в чьих руках находятся эти капиталы, лишь бы они получили общественное назначение; капиталистов же необходимо убедить в том, что так как всякий член общества облечен общественной функцией, то и они лишь администраторы находящегося в их руках богатства и обязаны управлять им в общественном интересе.

...Конт угадал значение общества. Он выставил его творческим и движущим началом эволюции человечества. Только благодаря обществу, развиваются умственные способности человеческой породы и получают перевес над животными страстями. Конт называл индивидуум абстракцией и только общество признавал реальным явлением. Смысл этого афоризма тот, что только в обществе индивидуум находит свое полное осуществление и свое истинное назначение.

Католичество, Сен-Симон, Герье, Гексли, Эволюция понятий, Общество, Альтруизм, Манипуляция, Этика, Конт, Мораль, Управление

Previous post Next post
Up