Майстер Экхарт (ок.1260-1328) Об отрешенности. М.; СПб.: 2001.

Mar 07, 2024 19:11

Материалы к инквизиционному процессу против Майстера Экхарта
Инквизиционный процесс против Майстера Экхарта. Август 1325 г. - конец сентября 1326г., Кёльн.
- Кто ищет Бога, то есть то, что подлинно есть, тот подлинно находит Его. Кто же в Боге ищет то, чем Он не является, тот Его не находит, ибо ищет то, чего нет *. Итак, он взыскует ничто и обретает ничто. Но кто чисто ищет Бога в Нем Самом и только ради Него Самого, тот ищет в Боге то, чем Он является. Ведь Бог существует не ради чего-то другого. Посему, кто ищет Бога ради чего-то другого, тот, воистину, ищет то, чего нет, а именно чистое ничто. Поэтому и неудивительно, что он ничего не находит.
* В этой цепочке силлогизмов пропущено главное звено: Бог есть бытие (см. «Общий пролог к Трехчастному труду»). Поэтому то, что находится вне Бога, находится и за пределами бытия, т.е. того не существует. Таким образом, «кто... в Боге ищет то, чем Он не является, тот... ищет то, чего нет».
...
28. Двадцать восьмое высказывание гласит:
Бог не видит никоего зла. «Всякий раз, когда я согрешаю, я пребываю во зле, и Бог не видит меня и не знает меня».
Ответ. Сие правильно, явствуя из того, что о времени было сказано выше, а равным образом из того, что в статье говорится дальше, ибо: «Он смотрит только в Себя Caмого»,

...И Бернард говорит: «Любовь не знает подчинения, она либо находит равных по своему положению, либо делает ими». Согласно Аристотелю, между рабом и господином не бывает любви. Ведь «господин» - это обозначение для выше стоящего, а «раб» - для стоящего ниже. Посему Бог зовется «нашим Отцом», а «Господом» - по отношению к вещам, находящимся ниже человека. Матф.11: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли».

Тезис, Майстер Экхарт, О Боге, О реальности, О любви, Аристотель, О зле

Previous post Next post
Up