Архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960) Антропология св. Григория Паламы (1950) М.: 1996 г.

Feb 09, 2024 22:16

Часть первая. Историческая
Глава четвертая. Святоотеческое учение о человеке.
«Если ты будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты созданный Бог».
(Св. Григорий Богослов, «Слово о человеческой добродетели»).
Антропология Пустыни.
Наряду с антропологией богословских трактатов и догматических споров в церковном сознании созревал и иной подход к проблеме человека. Это антропология пустыни, монашеской келии и мистических прозрений. Поколения аскетов и созерцателей выработали свое учение о человеке, основанное больше на внутреннем самоуглублении, на изучении своего сокровенного мира души, чем на богословской диалектике и предпосылках античной философии. Это направление в антропологии миновать нельзя. Оно, не создавая нисколько противоречий в святоотеческой традиции, восполняет всеже опыт церковного сознания и вносит иную окраску в учение о мире и человеке. Но заранее следует сказать, что окраска эта как раз наиболее просветленная и оценка особенно возвышенная. Язык аскетов и мистиков, хотя и пронизан зноем пустыни и благоговейной тишиной иноческой келин, всеже говорит о человеке в необыкновенно радостных тонах. Это в корне должно разрушить тот предрассудок о якобы нежизненности и засушенности аскетического подхода к человеку. Аскеза Православия, в отличие от аскезы буддизма или какого нибудь чахлого и малокровного пуританизма западных сект, просветлена лучами Фавора, небесной радости и красоты. Не только нет гнушения человеком как «сосудом греха», но, наоборот, эта аскеза преисполнена любви к лучшему из созданий Божиих и верою в его вечное назначение. Любить грешника при непримиримой ненависти ко греху, - одна из обычных мыслей св. Исаака Сирина.

Преп. Макарий Египетский.
...«Бессмертная душа есть некий ценный сосуд, - пишет св. Макарий. - Посмотри, как велики небо и земля, и Бог не удовольствовался ими... Посмотри, каково твое достоинство и благородство, что Господь пришел не ради ангелов, но чтобы воззвать тебя погибшего и уязвленного, и воздать тебе первую красоту чистого Адама, Ибо человек был владыкой, но сатана омрачил его».

...«Христианство не есть что-либо обыденное. Это великая тайна». Оно есть познание своего благородства и царского достоинства, чуждое этому миру.

Преп. Исаак Сирин.
...Кроме того много внимания он уделяет накопленным ранее впечатлениям, тк. наз. «предзанятым понятиям», составляющим тот глубокий фонд в подсознании, из которого демоны легко вызывают побуждения ко греху, незабытые греховные привычки.

Св. Максим Исповедник.
Учение о воле.
...В природе нет зла, оно явилось от свободной человеческой воли, воли тварно-конечной. «Зло созерцается не в естестве созданий, но в погрешительном и неразумном их движении».

Причины, Богословие, Антропология, Отцы, О зле, Аскеза, Архимандрит Киприан Керн, Человек

Previous post Next post
Up