Современное состояние экспериментальной психологии, ее методы и задачи. - Анри Виктор Алексеевич (1872-1940)
...Другой пункт индивидуальной психологии, на который мы обратим внимание, это - работы над утомлением Моссо; он показал своими опытами над утомлением, что существует два типа индивидуумов: одни могут работать одинаково до известного момента, а потом разом устают, другие утомляются постепенно. То же самое найдено еще и для навыка: одни сразу, быстро привыкают к чему-нибудь, другие постепенно и т. д. Все эти результаты получены опытным путем и, без сомнения, будут играть
важную роль в педагогике.
...Больше всего занимаются индивидуальной психологией в Америке: там несколько психологов задались целью исследовать психические процессы детей со всех возможных сторон, чтобы на основании этих исследований преобразовать воспитание и образование детей *. Подобною же задачей занялся и Бинэ в Париже.
… детям от 6 до 16 лет читался следующий рассказ: «Маленькая Дженни получила от матери в подарок красивую коробку с красками; когда мать ее ушла из дому, то она, чтобы доставить удовольствие матери, раскрасила мебель в салоне; когда мать вернулась, она побежала в к ней навстречу и с радостью сказала: «поди, мама, посмотри как я для тебя красиво раскрасила мебель»; мать рассердилась на нее и отняла коробку с красками. Если бы вы были на месте матери, - что бы вы сделали Дженни»?
Опыты были сделаны над 3.000 детей, и оказалось, что более половины из них написали, что высекли бы Дженни, и притом, чем дети моложе, тем более процент таких, которые стояли за розги и тем наказания жесточе; у старших являются уже рассуждения. Но поразительнее всего, что никто не написал угроз, которые так часто употребляются всеми родителями; не есть ли это, может быть, указание на ту малую важность, которую играют для ребенка угрозы? Очевидно, одного подобного опыта не достаточно для общих заключений, но он наводит на много новых мыслей; я указал его только как пример.
* Два педагогических журнала (Pedagogical Seminary и Educational Review) посвящены подобного рода работам.
...Надо помнить, что встречаются субъекты, имеющие какую-нибудь предвзятую мысль: например, думающие, что самонаблюдение ни к чему не служит; другие строят после нескольких опытов себе теорию и везде подводят свои наблюдения под эту теорию; третьи стараются предугадать мысль экспериментатора, или же стараются ответить «верно», т.-е. не сделать слишком большой ошибки; наконец, встречаются и такие, которые обладают духом противоречия и везде все критикуют. Только очень небольшое число субъектов относится вполне беспристрастно и старается приложить все старание, чтобы наблюдать все как можно точнее и лучше; такими следует дорожить, и их наблюдения рассматривать отдельно от других.