Об ученом незнании. 1440 г.
Книга вторая. Глава 9. О душе, или форме вселенной
Все мыслители сходятся в том, что возможность бытия может быть выведена к актуальному бытию тоже только через акт, поскольку ничто не способно само себя перевести в актуальное бытие, иначе оно оказалось бы своей собственной причиной: оно было бы прежде, чем было.
...Это временно́е развертывание следует природному порядку, который пребывает в мировой душе и называется судьбой в субстанции. Актуально, то есть в действительности нисходящее от нее развертывание во времени, многие называют тоже судьбой.
...Итак, формы существуют актуально только в Слове как само это Слово и, конкретно определившимся образом, в вещах. А формы, существующие в сотворенной интеллектуальной природе, хотя соответственно свойству интеллектуальной природы они более абсолютны, вне конкретного определения все же не существуют, образуя интеллект, действие которого - понимание через абстрагирующее уподобление, как говорит Аристотель. Кое-что об этом - в книге «Предположений» *.
* … Мышление есть абстрагирующее уподобление - тезис Аристотеля («О душе» III 8) в формулировке Фомы и Бонавентуры.
Глава 10. О вселенском духе
...То есть возможность восходит к действительному бытию, а форма нисходит к нему, ограничивая, осуществляя и определяя возможность, и таким образом из восхождения и нисхождения возникает движение, связывающее форму с материей. Это движение - связующий посредник между потенцией и актуальностью, потому что движение возникает как среднее из подвижной возможности и формирующего двигателя.
Дух этот разлит по Вселенной в целом и по ее отдельным частям и конкретен. Его называют природой. Природа есть таким образом как бы свернутое единство всего, что возникает через движение.
...В самом деле, хотя все движется единично, наилучшим возможным образом делаясь самим собой, и ничто не движется в точности, как другое, но каждая вещь по-своему определяет движение каждой другой и тем самым опосредованно или непосредственно участвует в ней (например, элементы и их соединения определяют движение неба, а все члены тела - движение сердца), создавая единую цельность Вселенной, Благодаря этому движению вещи существуют наилучшим образом, каким могут, и движутся к самосохранению в себе или своем виде через природную связь разных полов, которые едины в природе, свернутом единстве движения, и раздельно конкретизованы в индивидах.