“We feel sorry for the Russians, ...we need to help the sufferers”
Введение
В XIX - начале XX вв. в общественном мнении сначала европейских стран, а затем США прочно закрепились представления о России как «империи тьмы», так и не сумевшей найти свой путь к свету цивилизации, о том, что эту «деспотическую» страну и «варварский» народ нужно «цивилизовать». И сделать это должны ведущие европейские страны и США. Однако «мессианскую» пальму первенства у США и Европы в начале XX в. попыталась оспорить
Японская империя. Ряд японских политиков и идеологов традиционалистского и националистического толка предложил помочь «русским страдальцам», которые были не в состоянии освоить богатства Сибири и Дальнего Востока: «нам жаль русских. Они так близки к европейским народам и так заброшены. Положительно нет у европейцев ни сострадания, ни сердца. Нельзя нам следовать их примеру, а нужно помочь страдальцам». Японцы, по убеждению японского националиста Р. Утиды, чьи слова цитировались выше, ни в чем не уступают европейцам, они ещё и сверх того крепки духом и проникнуты человечностью: «В Европе вся жизнь основана на борьбе за существование; потому и цивилизация европейская - материальна; наша же - духовна. Если первую пополнить второй, получится цивилизация совершенная и полная гармонии. Распространение подобной цивилизации предстоит в нынешнем XX-м в. С распространением её не будет войн, не будет грубой силы; наступит идеальный мир. Но для сего мы прежде всего должны спасти Китай и взяться за руководство Россией».
«Россия, хотя и большое, но дряхлое государство»
Основной посыл первых сочинений Утиды начала XX в. - не следует опасаться России, ибо «Россия, хотя и большое, но дряхлое государство, не способное к самостоятельному развитию. Тот, кто боится России, не знает её и видит лишь надеваемую ею маску дьявола». Деятельность Утиды и «Амурского общества» обратила на себя внимание российской разведки, стараниями сотрудников которой наиболее важные разделы размышлений Утиды о России были переведены на русский язык. Этот документ, хранящийся Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), состоит из нескольких разделов, которые демонстрируют логику и смысл рассуждений автора.
...Здесь же Утида отмечает слабые стороны России - это низкая плотность населения, огромная смертность, неразвитость медицины, голод, повсеместное невежество. Второй раздел посвящен промышленности и торговле; их недостаткам: Россия страна земледельческая, народ русский беден, так как «работает на землевладельцев, которые пользуются своей выгодой; кроме того, причиной бедности служат частые неурожаи и невежество народа». К промышленности и торговле русские не способны, считает Утида, поэтому эти сферы хозяйствования «своим ростом исключительно обязаны иностранцам, их предприимчивости и капиталам. Деньги сосредоточены в руках немцев и евреев… Вообще в торгово-промышленном отношении Россия обнаруживает все признаки полумертвого государства и в общем соревновании государств на этом поприще в XX в. она едва ли будет играть значительную роль».
...В России существует кастовый строй, считает Утида: «Высшие классы, господствуя вполне над низшими и пользуясь своим привилегированным положением, эксплуатируют последних, таким образом богатые делаются богаче, а бедные - беднее».
...Характерно критическое отношение японского самурая к русскому дворянству: «Правящий класс - дворяне... Тупость - их отличительная черта». «Принадлежащие к высшему классу, обеспеченные всем, люди ведут пустой образ жизни, думают лишь об удовольствиях и наслаждениях, предаются разврату и часто доходят до крайнего нравственного безобразия; подчас они ведут себя прямо как животные».
...Похожий портрет славян Утида рисует и в книге «О России», но уже в контексте внешней политики: «Однако, если вы спокойно обдумаете проводимую ими политику, вы увидите, что они гнусны, свирепы и жестоки, и их действия резко контрастируют с действиями нашего народа, выступающего за гуманную океаническую цивилизацию».
...Как считает Утида, строительство железных дорог может в будущем послужить причиной уничтожения самодержавия в России и её распадения: «часть населения, которая жила под управлением поставленных над нею чиновников в глуши, вдали от остального мира, с проведением железных дорог придет в соприкосновение с этим миром, узнает другие порядки и увидит своё жалкое положение; естественно, она захочет от него избавиться… Поэтому сооружение железных дорог для России равносильно самоубийству».
...Подводя итоги своих размышлений о России, Утида предлагает оригинальную «формулу» состояния Российской империи, сводящуюся к тому, «что в России нет промышленности, что религия её имеет крупные недостатки, что состояние общества - гнилое; воспитание - несовершенно, финансовое положение нетвердо; система управления и политика не имеют смысла; сооружение железных дорог не может привести к добру; восточная политика - неправильна». Он предсказывает незавидную долю России (ее ожидает или революция, или распад), если ей не придет на помощь Япония: «мы, обладающие учением о мудрости, любви и доблести должны спасти живущих на противоположных берегах».
Завершающие три раздела сочинения Утиды напоминают агентурные донесения.
...Не меньшей экзотикой веет и от его рассуждений на тему капиталов царского двора, хранящихся в Лондоне, и служащих «орудием для достижения политических целей».
Дело в том, никаких русских денег Министерства Императорского двора или лично императора в английских банках в 1900-1901 гг. не было. Счет Александра III в «Bank of England» был закрыт в 1900 г. После завершения этой финансовой операции денег у Николая II в английских банках не осталось. Свои сбережения он хранил в банках Германии.
...К этому нужно добавить, что труды Утиды Рёхэя входят в список литературы, рекомендованной для чтения своим сторонникам Патриотической партией «Великая Япония». Эта крайне-правая национал-патриотическая, антикоммунистическая партия, созданная в 1951 г. националистом Акао Бином (1899-1990), считает Утиду Рёхэя своим основателем и первым лидером, подчеркивая, что является наследницей основанной при его участии в 1931 г. фашистской партии «Производственная партия Великой Японии». Одним из лозунгов Патриотической партии «Великая Япония» стали слова Утиды: «Родить нацию, родить людей, спасти мир, совершая божественные подвиги, родить и воспитать всё сущее». Своим долгом она считает борьбу с Коммунистической партией Японии, называя её врагом японского народа, и следует в своей антикоммунистической деятельности заповеди Утиды из «Заявления по поводу инцидента в деревне Акуцу (10 января 1932 г.)», согласно которой коммунистам «не должно быть позволено выжить даже на один день».
Таким образом, можно утверждать, что Утида сыграл большую роль в формировании негативного образа России в начале XX в., а изучения его наследие востребовано и в современной Японии. Все это позволяет назвать Утиду Рёхея одним из главных идеологов и проводников русофобии в этой стране.
Статья целиком -
https://www.russianstudies.hu/docs/RS_2023-2_Boldin.pdf