Теория искусства с точки зрения Тейхмюллера. О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование Евгения Боброва. Юрьев. 1894. - Козлов Алексей Александрович (1830-1901)
...Обыкновенно, «интенсивность сознания функционного и сознания субстанционного обратно пропорциональны: чем сильнее сознание функций (чувства, желания, образа, мысли, ощущения), тем слабее сознание своего я и принадлежности этому я означенной функции»
(стр. 206). В силу этого закона и художник «тем совершеннее, чем (помимо технической ловкости и уменья) сильнее его фантазия, или чем непроизвольнее его творчество». Поэтому художественное творчество в высших его моментах отличается тем, что художник как бы забывает о своем собственном существовании, а также и о существовании внешнего мира и весь как бы поглощается образами своей фантазии.