Приложение
В горских обществах Кабарды
Из путешествия Всев. Миллера и Макс. Ковалевского. Текст дается по публикации в «Вестнике Европы». 1884. № 4.
...На шутливый вопрос одного из нас, возможен ли факт, рассказанный поэтом в «Кавказском пленнике», девушки отвечали, что никогда горская девушка не унизилась бы до любви к русскому пленному.
Конечно, красавицы были правы. Чем выше общественное положение человека, тем в большей замкнутости
живут у него женщины. Девушки вообще не выходят никуда одни, и часто по целым месяцам сидят взаперти в сакле. Этим объясняется резкое отличие в цвете лица у девушек от женщин. Но и замужние отличаются нередко крайним равнодушием ко всему, что за пределами не только их сакли, но даже комнаты. Сафар в один из приездов с трудом уговорил свою, уже престарелую, тетку выйти из ворот. Она дожила до старости, не видав даже своего аула.
...Женщин, гораздо более чем мужчин, огорчал европейский костюм Сафара и его отпущенные волосы. В оправдание себя он должен был прибегать к довольно неправдоподобному объяснению, что в Москве так холодно, что нельзя ходить бритым
В Сванетии
Из путешествия И.Иванюкова и М. Ковалевского
Текст дается по публикации в «Вестнике Европы». 1886. № 8-9.
...Вплоть до подчинения Сванетии русскому правительству общества средней и верхней котловины представляли из себя маленькие, самоуправляющиеся республики, которые то заключали союзы, то ираждовали между собой. С присоединением Сванетии к России и после уничтожения, в 70-х годах, в Княжеской Сванетии крепостного права, юридическое и политическое положение населения стало одинаковым во всей котловине. Сванетия не была покорена русскими войсками; они никогда и не входили в нее для завоевания; она подчинилась русскому царю добровольно. Случилось это следующим образом.
Издавна сванеты ходили в Кутаис на заработки. В 40-х годах местная администрация стала завязывать с пришельцами сношения, выставляя им при этом на вид выгоды, какие они получат от принятия русского подданства. В 1847 году явились к кутаисскому вице-губернатору Колюбакину выборные с извещением, что семь обществ согласны признать над собой власть русского царя. Тогда был назначен в Сванетию военный пристав Микеладзе, который привел население этих обществ к присяге. Микеладзе являлся в Сванетии единственным представителем русской власти и пользовался большой любовью населения. Вскоре присоединились к России еще два общества, а в 1853 г. приняли русское подданство и остальные два общества: латальское и ленжерское.
...Выше было уже замечено, что, с уничтожением в Сванетии крепостного права, быт ее населения стал почти одинаковым, а потому, в дальнейшем изложении, нет надобности различать Княжескую и Вольную Сванетию.
...У сванетов нет представления о едином Боге. Вот что говорили папи преосвященному Гавриилу: «Бог сванетский выше всех богов, ибо Сванетия выше всех стран света».