Раздел третий. Возникновение еврейского этноса
Глава четырнадцатая. Судьба еврейского народа
...Таким не ведающим покоя и преданным странствованию племенем бедуинов и были евреи, которые приблизительно в 1200 г. до н, э., грабя и убивая,
вторглись в Ханаан и решили отдохнуть здесь от своего вечного странствования. Отдых означал, что лучше ничего не делать и заставить работать на себя местное население (естественное и вполне понятное желание любого народа-завоевателя!). Поэтому и говорится о том, что «введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 6: 10-11).
Что делали евреи в земле, которую им дал Яхве? Как (и это самое главное) они организовали свою хозяйственную жизнь? Мы не можем сказать об этом с полной определенностью, можем только кое-что предположить. Мы, например, уже видели, что люди, имевшие власть и силу, устраивали нечто, похожее на барщинное хозяйство, что, конечно же, предполагало захват больших территорий.
...Ко времени разрушения второго Храма (70 г. н. э.), по всей вероятности, в диаспоре проживало гораздо больше евреев, чем в Палестине. Вряд ли можно признать, что в те времена, когда Палестина была максимально заселена, она могла прокормить больше миллиона или полутора миллионов человек …; сегодня ее население составляет самое большее 650 000 человек. Вся Иудея вбирала в себя 225 000 жителей, Иерусалим - 25 000, однако уже к началу нашего летоисчисления большинство евреев проживало за пределами Палестины. В одном только Египте эпохи Птолемеев, как сообщают, проживало 7-8 миллионов человек, из них 1 миллион составляли евреи. От Иосифа, который цитирует Страбона, мы узнаем, что не просто найти на земле место, где не проживали бы и не господствовали (!) евреи. Перечисляя земли, в его эпоху заселенные евреями. Филон добавляет, что они поселились в бесчисленных городах Европы, Азии и Ливии, на материках и островах, на морских побережьях и в местности, удаленной от моря. Уже к концу II в. до н. э. об этом же вещает оракул сивиллы, и Иероним подтверждает, что они заселились «от моря до моря, от Британского до Атлантического океана, от Запада до Юга, от Севера до Востока, по всему миру». Из различных свидетельств становится ясно, насколько плотно они селились, например, в Риме в эпоху ранней империи: когда еврейский царь Ирод прибыл в Рим, на аудиенцию к Августу его сопровождали, как сообщается, 8000 постоянно проживавших в этом городе единоверцев, а в 19 г. н. э. 4000 вольноотпущенников, способных носить оружие и «зараженных египетским и иудейским суеверием», были приговорены к высылке на Сардинию.
Если рассуждать о том, какой процент составляла еврейская диаспора по отношению ко всему еврейству в целом, вне всякого сомнения надо признать, что к моменту падения второго Храма израильтяне уже расселились по всему миру. Несомненно также и то, что в средние века это брожение не закончилось: Израиль продолжал свое беспокойное странствование по земле.
...К концу средневековья Пиренейский полуостров и Россия с Польшей представляли собой два больших резервуара, вобравших в себя еврейских переселенцев, которых не вместил Восток. С этого момента начинается новое движение, основные направления которого мы в общих чертах проследили. Сначала в путь трогаются выходцы из Испании, затем (после казацких погромов XVII в.) - восточные евреи. Переселение русско-польских евреев проходило достаточно органично до тех пор, пока в конце XIX в. кратер внезапно не выбросил новую лаву, а именно сотни тысяч евреев, в последние десятилетия устремившихся в Новый свет.
...Все достоверные свидетельства о жизни евреев в изгнании единодушно говорят о том, что лишь ничтожно малая часть переселенцев занималась земледелием, причем даже там, где это не было запрещено. Вероятно, больше всего они занимались сельским хозяйством в Польше в XVI в., но и там они все-таки предпочитали жить в городах: по крайней мере нам известно, что в ту эпоху в польских городах на 500 крупных торговцев-христиан приходилось 32 000 крупных торговцев-евреев.
Итак, евреи были (неважно, добровольно ли или по принуждению) городскими жителями, и таковыми они остаются и до сего дня: в настоящее время в больших городах Германии с населением свыше 50 000 человек проживает около половины или более евреев от числа всех евреев, проживающих в этой стране (в 1900 г. они составляли 43,46 % от их общего числа), в Италии, Швейцарии, Голландии и Дании они составляют 4/5 от их общего числа, тогда как в Англии и Соединенных Штата практически все евреи - горожане.