Архиепископ Иоанн (1902-1989) К истории русской интеллигенции (революция Толстого) Берлин 1939 г.

Oct 08, 2023 00:41

Дневник Софьи Андреевны за 1901 г.
9 декабря. … Была у обедни. Прекрасно пели девушки. Настроение хорошее, спокойное, привычное. Мне не мешают, как другим, бессмыслицы вроде „дориносима чинми“, „одесную Отца“ и проч *. Помимо этого, церковь - место напоминания нам Бога, место, куда столько миллионов людей приносило свою веру, свое возвышенное религиозное чувство, свои горести, радости во все моменты изменчивой судьбы.
* Характерно, что русское образованное общество, учившееся говорить на нескольких языках и учившее многие тысячи ранее непонятных иностранных слов, не могло (не желало, как отчасти и до сих пор недостаточно желает) выучить буквально несколько десятков славянских слов, чтобы открыть себе полный доступ к пониманию великой ценности, столь, казалось бы, почитаемого церковного богослужения… Графиня Софья Андреевна образованная, пожилая, подчеркивающая здесь свою православность женщина, воспитавшая 9 человек детей, не знает, что „одесную“ есть „по правую сторону“ (т. е. символическое выражение абсолютной близости Сына Божия к Отцу), а „… дориносима“ - означает „носимого на копьях“; „чинми“ - чинами (ранее сказано - ангельскими). Известен обычай у древних воинов носить военачальника-победителя на копьях. Победителя Христа ангельские чины - воинства, как Начальника своего, носят на копьях. Образ высокой поэзии и глубочайшего смысла. Во время этой литургической песни совершается Великий Вход, символизирующий шествие Христа на страдания и Крест (Противоположение - уничижения и, одновременно, великой славы Христа)…

Павлово отлучение
...Потрясающая односторонность Толстого, как мыслителя, вопиющее огрубление мира, производимое им, давно уже были подмечены и метко охарактеризованы Достоевским. Толстой „прет в одну точку“, говорит он. Он принадлежит к числу тех умов, которые, „чтобы разглядеть, что стоит в стороне, очевидно не имеют способности: им нужно для того повернутся всем телом, всем корпусом. Вот тогда они, пожалуй, заговорят совершенно противоположное, так как они всегда строго искренни“ („Дневник писателя“, 1877).
„Гений всегда однако остается гением“, говорит Лосский; „само огрубление мира, производимое Толстым, выходит за пределы того, что способен совершить обыкновенный человек, и приобретает титанический характер“.

„Царствие Божие“
„Сквозь зияющие трещины
человеческого рассудка видна
бывает лазурь вечности“.
о. Павел Флоренский.

...Как известно, Толстой, ранее, через газеты оповестил мир, что издание своих сочинений последнего времени он предоставляет всем и каждому. Но на обложке этого его сочинения „Царство Божие…“ стоит надпись, что „единственное, автором разрешенное издание“ этого сочинения принадлежит Берлинскому Библиографическому Бюро.
В этом своем сочинении, Толстой говорит сперва о христианстве и воинской повинности; далее о непротивлении и о причинах непонимания христианства „людьми верующими“ и „людьми научными“. Потом снова говорит о войне и о величайшем зле - общей воинской повинности; о неизбежности принятия людьми учения о „непротивлении злу насилием“… Вывод книги: все зло нашей жизни - в существующем государственном устройстве; в уничтожении его - благо.

Борение с символом церкви
...К началу распространения идей „Царствия Божия“ в России, произошло обращение к Церкви одного горячего и искреннего толстовца M. A. С. Всей силой своей молодой уверовавшей и нашедшей мир души, он написал Толстому несколько писем, умоляя Λ. Н-ча обратить лицо к Церкви. Эти письма были опубликованы в отдельном издании. Вот одно из этих искреннейших писем:
„… Я, многогрешный, исходив после освобождения от ссылки per pedes apostolorum весь дикий север, до Соловков включительно, как видите, отдался духовной журналистике и тоже против Вас миссионерствую, ради спасения своей грешной
души!
Молодой, талантливый Г-е, наплодив полдюжины детей с одной крестьянкой, на правах толстовского гражданского брака, после 10-летних мук жизни по толстовскому режиму, проклял день своего впадения в капкан Вашего учения и умчался заграницу; Абаза - единственная надежда у матери, не справившись с душевной борьбой, с двоящимися своими мыслями по поводу Вашего лжеучения, - застрелился; совращенного в Вашу секту священника Аполлова (как ужасно это, что иерей не устоял!) Ваши же удержали на смертном одре от раскаяния, послав к нему П. И. Бир-ва увещевать умирать мужественно (Какое насилие!). Дрожжина, в бесплодной борьбе с воинской дисциплиной, заела скоротечная чахотка в госпитале исправительного батальона. Шкарвана увлечение Вашим учением лишило докторского диплома, гражданских прав и здоровья. Ваше же учение десятки духобор толстовиков (постнистов) свело в могилу, сотни довело до ссылки, а тысячи разорило и выкинуло за борт отечества, - в Канаду, где теперь они клянут свою судьбу (прочтите письмо духобора Гончарова в ноябрьской кн. „Мис. Обозр.“). В. Г. Черткова, кн. Д. А. Хилкова (оба - единственная надежда своих матерей), Π. П. Бирюкова, И. М. Трегубова, Е. И. Попова, M. А. Бадянского постигла административная ссылка, и они эмигрировали заграницу, где из непротивленцев сделались озлобленными сеятелями всякого противления, неправды и хулы на Россию и Церковь православную (в своих листках „Свободного Слова“, в которых Вы мараете свои руки, украшая каждый мизерный их листок передовыми статьями). А где ныне толстовские колонии опростившихся интеллигентов? - все рассыпались, разбрелись. Посмотрите, наконец, на свою собственную семью: Магомет и тот прежде всего пленил вслед себя жену, а вы ни супруге Софье Андреевне, ни детям Вашим не могли внушить и привить своих заповедей, правил и начал жизни, ибо в самой основе их лежит фальшь и противоречие. Если уже дети Ваши, последовавшие за Вами, скоро изменяли (уже не Татьяна ли Львовна была, казалось, верной последовательницей Вашей!), то где же прочность и незыблемость Ваших начал и основ? Из краткого сего повествования Вам ясны должны быть горькие плоды вашего учения.

Предсмертные годы
...Однажды, во время одной из трудных болезней Толстого, этого периода, Абрикосов подошел к постели его, чтобы поправить подушки, и услышал от Льва Николаевича: „Не хорошо мне“… Абрикосов спросил: „А духовно хорошо?“. Он ответил: „Духовно очень хорошо, я пришел духовно до такого состояния, что дальше некуда идти“.

...„Формула, резюмирующая сознательную внутреннюю работу Л. Н-ча за 1904 год“ (Биогр.): „Бог есть икс, но хотя значение икса и неизвестно, нам без икса нельзя не только решать, но и составлять никакого уравнения. А жизнь есть решение уравнения“ (Из дек. Дневника).

Толстая С. А., Понимание, Эволюция понятий, Архиепископ Иоанн, Персонаж, Письмо, Личность, Интеллигенция, Немцы, Цитата, Достоевский, Дневник, Случай, Пацифизм, Речь, Лосский, Флоренский, Государство

Previous post Next post
Up