Раздел второй. Предрасположенность евреев к капиталистической форме хозяйствования
Глава одиннадцатая. Влияние иудейской религии на экономическую жизнь
V. Рационализация жизни
...Здесь мы пока не располагаем необходимыми научными данными и, насколько я знаю, единственным исследователем, затронувшим эту основополагающую для всей социологии проблему, является
венский психиатр Зигмунд Фрейд. В своем учении о «вытесненном влечении» он по меньшей мере намекает на то, что угнетение полового влечения может привести к возникновению влечения к денежной наживе. Здесь еще предстоит сказать свое слово специальным исследованиям в этой области, так как, располагая житейскими наблюдениями (согласно которым человек широкой натуры легко сочетает обильные любовные похождения с денежным расточительством, тогда как скупость, жадность, корыстолюбие, повышенная любовь к деньгам вообще идут рука об руку со слабой или жалкой половой жизнью), располагая такими повседневными наблюдениями, мы не отважимся решать эту глубокую проблему.
...Для того чтобы капитализм смог начать свое развитие, потребовалось переломать кости естественному человеку, исполненному естественных порывов, потребовалось заменить самобытную, стихийную жизнь совершенно особым механизмом души, сформированным на сугубо рациональной основе, понадобилось произвести как бы переоценку всех жизненных ценностей и воззрений. Человек капиталистический (homo capitalisticus) представляет собой искусственное и искусное порождение, возникшее в конечном счете из упомянутой переоценки.
Понятно, что этот процесс в значительной степени стимулировался самим капитализмом, но, вероятно, изначально он был вызван и впоследствии стимулировался тем обновлением, которое благодаря влиянию религии каждый еврей переживал в своей жизни. Человек иудейский (homo judaeus) и человек капиталистический (homo capitalisticus) в той мере принадлежат к одному и тому же виду, в какой оба они оказываются homines rationalistici artificiales (искусственным порождением разума).
Но поскольку это так, рационализация еврейской жизни через религию должна была, если не напрямую породить предрасположенность евреев к капитализму, то, по крайней мере, усилить ее и умножить.
VI. Израиль и чужие
...Мы проследили, как иудейская религия развилась до уровня номократии, и надо сказать, что именно это развитие естественным образом способствовало обособлению евреев. «Закон вселил в них кастовый дух»,- метко заметил Леруа-Болье, который вообще довольно удачно описал эту сторону еврейской истории. Самого наличия такого закона уже достаточно для того, чтобы лишить его приверженцев всякого общения с окружающим миром. Евреи должны были жить отдельно от гоев, если действительно хотели строго соблюдать свой закон: они сами создали гетто, которое с точки зрения нееврея изначально представляло собой уступку, привилегию, а не какое-то враждебное к евреям отношение.
Кроме того, они хотели жить обособленно, потому что считали себя выше своего окружения, ощущая себя богоизбранным народом священников. Впоследствии раввины сделали свое дело, чтобы взрастить в них эту гордость, и она живет в них со времен Ездры, который запретил смешанные браки как осквернение благородной еврейской крови, и до сегодняшнего дня, когда благочестивый еврей, молясь, говорит: «Благословен Ты, Господи, за то, что не создал меня гоем!»
Они жили обособленно на протяжении всех веков со времен рассеяния, несмотря на рассеяние и (благодаря тем прочным узам, которые наложил на них их закон) по причине рассеяния. Они жили обособленно и поэтому жили сплоченно или, лучше сказать, жили сплоченно и потому обособленно.
...«Ты знаешь, как они единодушны»,- восклицает Цицерон, а из времен Римской империи мы знаем о том, что во время восстания 130 г. «все еврейство как внутри страны, так и за ее пределами пришло... в волнение и более или менее открыто помогало иорданским мятежникам». И сегодня все происходит точно так же, когда какого-нибудь еврея высылают из какого-нибудь русского города.
...Когда мы переходим к кодексу Шулхан Арух, мы видим, что все рассуждения, порицающие свободное предпринимательство, полностью исчезают и остается только «прогрессивное» представление на этот счет: «Торговцу дозволяется дарить детям, которые приходят к нему за покупками, орехи и прочее в этом же роде, дабы привлечь их к себе, и кроме этого он может осуществлять продажу по ценам, которые ниже установленных на рынке, причем рыночные торговцы не должны против этого возражать» (Ch. Н. 228, 18).
Примерно так же звучит и другое определение из этого же кодекса: торговцы, приезжаюш;ие в какой-либо город для сбыта своих товаров, подвергаются различным ограничениям, однако если «чужие продают свои товары дешевле и если эти товары лучшего качества, чем у городских торговцев, последние не должны им препятствовать, так как еврейское население имеет от этого пользу» (Ch. h. 156, 7). В другом месте говорится о том, что если какой-либо еврей дает нееврею деньги под заниженные проценты, прочие не должны ему в этом препятствовать.
...Кроме того, анализируя еврейское право, мы видим, что в нем косный принцип монополии на промышленное предпринимательство теснится идеей «свободы промысла» (по меньшей мере так говорится в Шулхан Арух, где, в частности, сказано, что если среди жителей какого-либо города был человек, занимавшийся определенным ремеслом, и прочие жители не возражали против его занятия, и если кто-либо другой из этих жителей захотел заняться тем же ремеслом, то первому не надо ему мешать и говорить, что вот, мол, он отбирает у меня хлеб, даже если второй будет жить совсем рядом с первым (Ch. h. 156, 5).
Итак, не подлежит никакому сомнению: Бог желает свободной торговли. Бог хочет свободного предпринимательства! Какой мощный стимул для того, чтобы на самом деле осуществить эту идею в экономической жизни!
VII. Иудаизм и пуританство
Я уже говорил по разным поводам о том, что заняться иудаизмом меня в немалой степени побудили исследования Макса Вебера, посвященные влиянию пуританства на развитие капитализма, и прежде всего потому, что у меня начало складываться впечатление, что основные идеи пуританства, имевшие принципиально важное значение для капиталистического развития, гораздо ярче и, конечно же, гораздо раньше заявили о себе в иудейской религии.
...Дело не только в том, что религиозные убеждения таких известных деятелей, как Оливер Кромвель, были целиком укоренены в Ветхом Завете: известно, что Кромвель мечтал о том, чтобы примирить Ветхий Завет с Новым, мечтал об установлении тесных внутренних связей между еврейским богоизбранным народом и английской пуританской духовной общиной.
...Левеллеры, называвшие себя «иудеями», требовали, чтобы Тора на законодательном уровне была объявлена нормой жизни английского общества, а офицеры Кромвеля предложили ему сформировать государственный совет из семидесяти членов по числу участников синедриона. В парламенте 1653 г. заседает генерал Томас Гаррисон, анабаптист, который вместе со своей партией желает сделать Моисеев закон нравственной нормой английской жизни, а в 1649 г. в парламент вносится законопроект, предусматривающий перенос воскресенья на субботу. «Иудейский лев»,- такая надпись была начертана на знаменах победоносных пуритан.