Вернер Зомбарт (1863-1941) Die Juden und das Wirtschaftsleben. 1911 г. пер. А.П. Шурбелев. - 2005

Oct 04, 2023 15:19

Раздел второй. Предрасположенность евреев к капиталистической форме хозяйствования
Глава десятая. Объективная предрасположенность евреев к капитализму
IV. Богатство
...Если евреи везде зарекомендовали себя как люди, вполне пригодные для того, чтобы способствовать капитаоистическому развитию, то не в последнюю очередь это объясняется их умением быть заимодавцами (как в большом, так и в малом).
Итак, капитализм рождается из денежной ссуды.
Его основная идея уже содержится в денежной ссуде как в зародыше, а свои самые важные признаки проистекают из той же денежной ссуды. В денежной ссуде исчезают всякие качественные различия, и экономический процесс определяется только количественно.

...В денежной ссуде впервые появляется возможность, не проливая собственного пота и прибегая к определенному экономическому действию, заработать деньги; вполне определенно очерчивается возможность, не прибегая к насилию, заставить чужих людей работать на себя.

Глава одиннадцатая. Влияние иудейской религии на экономическую жизнь
I. Роль религии в жизни еврейского народа
...Не так давно Макс Вебер показал нам взаимосвязь, которая существует между пуританством и капитализмом. Именно его исследования в значительной мере и стали причинами возникновения этой книги; любого проницательного человека они должны были поставить перед вопросом: не получается ли так, что все, что Вебер приписывал пуританству, гораздо раньше, а позднее и в более высокой степени было совершено иудаизмом, и нельзя ли в таком случае говорить о том, что явление, называемое пуританством, в своих основных чертах и представляет собой уже упомянутый иудаизм.

...Кроме того, надо отметить, что никакой другой народ так сильно не заботится о том, чтобы религиозные предписания были известны даже самому незначительному из его представителей. Даже Иосиф говорил о том, что среди евреев о религиозных законах можно спросить первого попавшегося, и он, быть может, не сразу вспомнит, как его зовут, но зато сразу перечислит все религиозные постановления. Причина такого хорошего знания заключается в систематическом образовании, которое каждый молодой еврей получает в религиозных вопросах; эта причина также кроется в том, что само еврейское богослужение в значительной степени используется для того, чтобы читать вслух и разъяснять те или иные места из Священного Писания (в результате чего на протяжении одного года вслух прочитывается вся Тора; и, наконец, причина такой хорошей осведомленности заключается в том, что любого еврея настоятельнее всего призывают к изучению упомянутой Торы. «Относительно божественных заповедей и предписаний в Священном Писании говорится: „И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая"».
Наверное, никакой другой народ не стремился так старательно следовать теми путями, которые ему указал Бог, и не старался так тщательно соблюдать религиозные установления, как евреи.

...Талмуд стал «главным достоянием еврейского народа, самим его дыханием, его душой». Для многих поколений он превратился в своеобразное «семейное предание», в котором они чувствовали себя как дома, потому что целиком «жили и творили в нем: мыслитель - в его рассуждениях, человек чувства - в его просветленных идеальных образах. На протяжении целого тысячелетия для поколений, живших в нем, внешний мир, природа и люди, а также все значительные и прочие события становились чем-то неважным, случайным, каким-то мимолетным призраком, тогда как подлинной реальностью оставался Талмуд».

II. Источники иудейской религии
Известно, что Магомет назвал евреев «народом книги», и нельзя сказать, что в этом он был не прав. Вряд ли найдется еще какой-нибудь народ, который так полно жил бы в соответствии с книгой, как евреи.

Вебер, Зомбарт, Книга, Дети, Механизмы развития, Капитализм, Образование, Магомет, Традиция, Евреи, Деньги, Религия

Previous post Next post
Up