Красота, жизнь и творчество. (Окончание). - Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921)
...И автор, в самом начале главы, думает, что на предыдущих страницах показал нам психологию творчества, так как позволяет себе заявлять, в виде окончательного вывода, что творчество заключается в возможно более полном выражении
художественной личности.
Нет, скажем мы, творчество не заключается лишь в этом. Личность сама по себе не все еще значит. Она может быть очень разностороння, преисполнена чувств и мыслей, вкуса и художественных стремлений и быть не в силах что-либо создать. Желание, напряжение воли, усили ума ничего не могут сделать там, где нет непроизвольной творческой работы. Автор продолжает свое недомыслие, смешивая мастерство, артистическое уменье с творчеством, которое можно уподобить процессу оплодотворения и зачатия в растительном и животном царстве. Женщина будет самой характерной и даровитою личностью, по своему мастерству и художническому чувству; она будет страстно желать произвести на свет ребенка дивной красоты и высоких душевных свойств, и умрет бездетной, если она бесплодна. Так точно и в деле творчества.
...Позволять себе такие афоризмы можно только забывая, что мы - люди - часть природы и не в состоянии предсказывать вперед, какую определенную цель преследу4ет та или другая область существующего. Развитие искусства - бесконечно, и в нем проявляются определенные законы, которые ум человеческий открывает во всех видах бытия.
...Даже самая последняя мысль в этюде князя Волконского, будто искусство уже потому священный дар, что оно “доставляет духовную радость и упокоение”... “хотя-бы ценою временного выхода из действительности” - способна, опять-таки, вызвать веское возражение каждого, кто смотрит искусство взглядом научного мыслителя. Оно вовсе не представляет собой выхода из действительности. Напротив, его непрерывное развитие есть только процесс все большего вбирания в себя элементов действительности и переработки их в нечто, составляющее ее цвет и красу.
...Критики-моралисты, защитники социальных и утилитарных идеалов, могут служить своим задачам в других отделах литературы и прессы, но им пора прекратить свою, хотя бы и невольную, оккупацию эстетической области и уступить место тем, для кого искусство - не средство, а цель.