Вопросы философии и психологии. Под ред. проф. Н. Я. Грота. Год третий. Книга 13. 1892 г.

Aug 24, 2023 02:04

Философия христианской теократии в V веке. Учение о граде Божием бл. Августина. I-IV. - Кн. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)
...Замечательно, что, рассуждая о правовом общении людей, Августин как бы забывает о существовании христианского мирского общества и говорит о церкви, как о единственно истинной правовой сфере. Самое умолчание здесь красноречивее всяких слов свидетельствует о том, до какой степени мирской союз в глазах великого отца церкви лишен цены и значения.
Вне церкви нет правового порядка; поэтому государство, чуждое церкви, ничем не отличается от шайки разбойников. «За удалением справедливости, - читаем мы в Civitas Dei, - что такое человеческие царства, как не большие разбойничьи общества?» Когда разбойничье общество разрастается и приобретает территорию, оно перестает называться разбойничьей шайкой и становится государством, но с переменой названия сущность общежития не меняется. Тот пойманный пират, который сказал Александру Македонскому, что он делает на небольшом корабле то же, что Александр со своим флотом - в целом мире, и что за это его называют разбойником, а Александра - царем, - сказал и остроумно и верно. Ибо что такое завоевания Александра Македонского, как не разбой в большом размере? Так же точно и римское царство, основанное шайкой разбойников, разрослось путем ряда завоеваний, т.-е. посредством систематического разбоя. В разбойничьих шайках, как и в государствах, множество людей подчиняется общей власти предводителя, составляет общество и руководствуется известными нормами, т.-е. законами, при разделении добычи. Когда разбойничья шайка превращается в целое войско, которое начинает завоевывать и приобретать земли, то каким признаками мы отличим его от государства? *
* De C., lib. IV, cap. 4, 5, 6.

...Вследствие грехопадения человек утратил подобающую ему власть над низшими тварями и над собственным телом. Грехом нарушился весь строй вселенной; ибо тем самым, что человек вышел из подчинения высшему себе, он утратит способность господствовать над низшим. Душа человека, оставленная высшею абсолютною жизнью, - Богом, - уже не в состоянии удерживать в подчинении свое тело, быть для него жизнью. Логическое последствие смерти духовной есть непослушание плоти, которая начинает враждовать против духа, следуя своим естественным влечениям, и наконец - физическая смерть.

...Покой есть конечная цель всякого движения: таков основной закон вселенной. Всякое существо стремится к своему естественному месту в природном порядке и не спокойно, пока оно его не достигнет. «Существа менее упорядоченные, беспокойны; достигнув порядка, они успокаиваются» (ordinantur et quiescunt).

“Мир всех вещей есть спокойствие порядка. Порядок есть расположение вещей равных и неравных каждой в своем месте” *
* Pax omnium rerum tranquillitas ordinis. Ordo est parium dispariumque rerum sua cuique loca tribuens dispositio» (De civ. XIX. 13).

Покой, Александр Македонский, Понятия, Тезис, Трубецкой Е. Н., Закон, Организация, Августин, Цитата, Право, Причины, Вопросы философии и психологии, Поведение, Движение, Случай, Понятийные поля, Государство

Previous post Next post
Up