Философия христианской теократии в V веке. Учение о граде Божием бл. Августина. I-IV. - Кн. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)
...Замечательно, что, рассуждая о правовом общении людей, Августин как бы забывает о существовании
христианского мирского общества и говорит о церкви, как о единственно истинной правовой сфере. Самое умолчание здесь красноречивее всяких слов свидетельствует о том, до какой степени мирской союз в глазах великого отца церкви лишен цены и значения.
Вне церкви нет правового порядка; поэтому государство, чуждое церкви, ничем не отличается от шайки разбойников. «За удалением справедливости, - читаем мы в Civitas Dei, - что такое человеческие царства, как не большие разбойничьи общества?» Когда разбойничье общество разрастается и приобретает территорию, оно перестает называться разбойничьей шайкой и становится государством, но с переменой названия сущность общежития не меняется. Тот пойманный пират, который сказал Александру Македонскому, что он делает на небольшом корабле то же, что Александр со своим флотом - в целом мире, и что за это его называют разбойником, а Александра - царем, - сказал и остроумно и верно. Ибо что такое завоевания Александра Македонского, как не разбой в большом размере? Так же точно и римское царство, основанное шайкой разбойников, разрослось путем ряда завоеваний, т.-е. посредством систематического разбоя. В разбойничьих шайках, как и в государствах, множество людей подчиняется общей власти предводителя, составляет общество и руководствуется известными нормами, т.-е. законами, при разделении добычи. Когда разбойничья шайка превращается в целое войско, которое начинает завоевывать и приобретать земли, то каким признаками мы отличим его от государства? *
* De C., lib. IV, cap. 4, 5, 6.
...Вследствие грехопадения человек утратил подобающую ему власть над низшими тварями и над собственным телом. Грехом нарушился весь строй вселенной; ибо тем самым, что человек вышел из подчинения высшему себе, он утратит способность господствовать над низшим. Душа человека, оставленная высшею абсолютною жизнью, - Богом, - уже не в состоянии удерживать в подчинении свое тело, быть для него жизнью. Логическое последствие смерти духовной есть непослушание плоти, которая начинает враждовать против духа, следуя своим естественным влечениям, и наконец - физическая смерть.
...Покой есть конечная цель всякого движения: таков основной закон вселенной. Всякое существо стремится к своему естественному месту в природном порядке и не спокойно, пока оно его не достигнет. «Существа менее упорядоченные, беспокойны; достигнув порядка, они успокаиваются» (ordinantur et quiescunt).
“Мир всех вещей есть спокойствие порядка. Порядок есть расположение вещей равных и неравных каждой в своем месте” *
* Pax omnium rerum tranquillitas ordinis. Ordo est parium dispariumque rerum sua cuique loca tribuens dispositio» (De civ. XIX. 13).