Вопросы философии и психологии. Под ред. проф. Н. Я. Грота. Год третий. Книга 13. 1892 г.

Aug 22, 2023 00:05

Философия христианской теократии в V веке. Учение о граде Божием бл. Августина. I-IV. - Кн. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920)
До самого нашествия Алариха среди римских язычников твердо и упорно держалась вера в вечность Рима и в бесконечность его царства. Еще Вергилий влагал в уста Юпитера известные слова о римлянах:
His ego nec metas rerum nec tempora pono;
Imperium sine fine dedi. [Vergil. Aeneid. I, 278, 279]. *
Когда падение Рима разрушило иллюзию вечности его земного владычества, язычники стали обвинять во всем христиан, приписывая гибель древней столицы оставлению идолов и мести разгневанных богов. Боги создали величие Рима, они его охраняли и поддерживал, а христианство его погубило: такого было ходячее языческое мнение.
Радикально-противоположное нравоучение извлекал из тех же событий Августин. С его точки зрения боги, бессильные защитить самих себя от забвения, - тем более плохие защитники римского величия: они проиграли процесс перед страшным судом истории. Рим с его капищами пал, а Константинополь, создание христианского императора, от основания своего не служивший языческим богам, «возрос, растет и пребывает» **. Самый Рим устоял перед язычником Радагайзом, стоявшим за восстановление языческого культа, чтобы пасть под ударами врага идолов, арианина Алариха. Крушение Рима не есть возмездие языческих богов: над ним свершается судьба всего земного, временного; «ибо всем земным царствам будет конец»**.
* Сим я не полагаю пределов ни в пространстве, ни во времени, - я дал им власть без конца.
** Sermo CV, cap. 9, §§ 12, 11, 13

«Что мы пугаемся гибели земных царств? Нам для того обещано небесное, чтобы мы не погибали вместе с земным» *.
* Sermo CV, § 9. Civitas sancta, civitas fidelis, civitas in terra peregrina, in coelo fundata est.

...Бог, расположивший все существующее в строгом порядке, предопределивший все мерою, числом и весом, - не мог оставить неустроенными человеческие отношения. «Никак не следует о Нем думать, чтобы законам Его Провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство» *. В истории человечества, как и во всем мировом устройстве, господство Божества проявляется как стройный порядок. Бог располагает человеческими царствами, как христианскими, так и языческими; Он раздает их, сообщая земное могущество то злым, то добрым. При этом Он не поступает необдуманно или случайно: Он действует как Бог, а не как языческая Фортуна. Он делает это, сообразуясь с вечной провиденциальной целью «ради порядка вещей и времен, скрытого от нас, а Ему весьма известного. Этому порядку времен Он не рабствует, как подчиненный, но Сам правит им как Господь и располагает как Управитель» **.
Против язычников, которые объясняют возвышение Рима милостью богов, а падение его - их гневом, Августин стремится показать провиденциальный план и разумный смысл в судьбу самих языческих царств.
* De Civitate Dei, lib. V, cap. 11.
** Ibid., lib IV, cap 83.

...В великом споре между христианством и язычеством государство на западе было действительно нулем в занимающую нас эпоху. В событиях 410 года оно сыграло свою всемирно-историческую роль именно тем, что оно отсутствовало, т.-е. допустило готов разгромить Рим и нанести смертельный удар его языческим традициям. Как в исторической действительности того времени, так и в апологетическом произведении Августина, церковь противополагается отжившему языческому царству, как единственная положительная величина. Государство имеет право на существование лишь постольку, поскольку оно уходит в церковь: вне церкви оно есть общество дiавола, бесовское церство.

Церковь, Рим, Механизмы развития, Объединение систем, О власти, Восприятие, Трубецкой Е. Н., Готы, Государство, Дегенерация систем, Августин

Previous post Next post
Up