Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика (А. Ф. Лосев)
I. Истоки античного скептицизма
...Может быть, лучше всех формулировал софистическое учение
Горгий (82, В 3): «Одно [положение] - именно первое - [гласит], что ничто не существует; второе - что если [что-либо] и существует, то оно непознаваемо для человека, третье - что если оно и познаваемо, то все же по крайней мере оно непередаваемо и необъяснимо для ближнего». По этому поводу Секст Эмпирик (Adv. math., VII, 65-87) рассуждает весьма много и подробно (приведено в предыдущем фрагменте Горгия у Дильса).
II. История греческого скептицизма как специальной школы
...Уже Аристотель, по Тимону, мнение которого приводится у того же Евсевия (Ргаер. Еѵ., XIV, 18, 3), вполне понимал агностицизм Пиррона, когда писал: «Пиррон утверждает, что вещи в равной мере неразличимы, неисследимы и неопределимы», вследствие чего «ни наши ощущения, ни наши мнения не являются ни истинными, пи ложными» и поэтому «не следует им верить».
Однако из этого Пиррон делает совершенно неожиданный вывод о том, что подлинное знание принадлежит богам. Эта неожиданность сама собою бросается в глаза после упорного и настойчивого, вполне принципиального утверждения о непознаваемости сущего. Всякий спросит: откуда же он имеет знание о богах да еще приписывает им весьма глубокие и ответственные свойства?