Миронов Б. Н. (1942--) Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): т. II. 2003

Aug 20, 2023 15:11

Глава XI. Итоги социального развития России в период империи и советская модернизация
...Правительство Александра II из лучших побуждений провело серию крупных реформ, которые опережали общественные потребности России в тот момент, если под ними иметь в виду не требования образованной части русского общества, а требования крестьянства и городского сословия. Крепостное право было отменено сверху до того, как оно стало экономическим и социальным анахронизмом; поэтому его отмены жаждали крестьяне, но не желало большинство помещиков. Парламент и конституция пришли в Россию задолго до того, как широкие народные массы получили об этих институтах хоть малейшее представление. В данном случае речь идет не о том, нужны или не нужны были российскому обществу эти и другие реформы, - это другая проблема. Я хочу сказать, что с начала XVIII в., с того момента, когда российское правительство стало оплодотворять Россию самыми передовыми европейскими идеями, институтами и процессами, естественность и органичность социального развития России были нарушены: не успевали естественным путем завершиться одни процессы, как стимулировалось появление других. Подобные реформы, отвечавшие представлениям и потребностям правительства и образованного общества, а не широких масс населения, естественно, оказывали воздействие на социальные верхи в значительно большей степени, чем на низы, на город больше, чем на деревню. Это еще более усиливало социальную и культурную асимметрию общества, раскалывая его по линии город-деревня.

...Сельскохозяйственная магия - другой важный показатель сохранения шаманизма в верованиях людей - благополучно дожила до середины XX в. во многих западных странах. Например, в США в 1950-е гг. она широко применялась при поднятии целины, кастрации скота, посадках садов и в других случаях, когда налицо были риск и неопределенность результата. В 1956 г. 40% фермеров из штата Огайо перед севом приглашали профессиональных колдунов, гарантирующих достаточное количество осадков. Вследствие спроса на их услуги во всей стране насчитывалось до 25 тыс. колдунов, вызывающих дождь. Русские путешественники первой половины XIX в. с удивлением отмечали бытование языческих праздников в Европе.

...Во-вторых, социальная модернизация проходила тогда, когда традиционные структуры были здоровыми и полными сил: она ломала и перестраивала крепкий еще старый порядок по западноевропейским образцам. Вследствие этого соотношение между преемственностью и изменением нередко оказывалось в пользу первой, модернизация не доходила до устоев, захватывала внешнюю сторону, как говорится, мертвые хватали живых. «В революции (Октябрьской 1917 г. - Б. М.) раскрылась все та же старая, вечно-гоголевская Россия харь и морд, - писал ее свидетель Н. А. Бердяев. - Тщетны оказались надежды, что революция раскроет в России человеческий образ, что личность человеческая подымется во весь свой рост после того, как падет самовластье. Слишком многое привыкли у нас относить на счет самодержавия, все зло и тьму нашей жизни хотели им объяснить. Но этим только сбрасывали с себя русские люди бремя ответственности и приучили себя к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались. Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре. Нет уже старого самодержавия, нет старого чиновничества, старой полиции, а взятка по-прежнему является устоем русской жизни, ее основной конституцией. <...> Хлестаковская смелость на каждом шагу дает себя чувствовать в русской революции. По-прежнему Чичиков ездит по русской земле и торгует мертвыми душами. Но ездит он не медленно в кибитке, а мчится в курьерских поездах и повсюду рассылает телеграммы. <...> В стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность как болезнь русской души. Вся революция наша представляет собой бессовестный торг - торг народной душой и народным достоянием».

Интересно, Бердяев сам прочел, что написал? Сперва душа народа сплошь у него «тьма и зло». Потом пришла революция начала «торговать народной и народным достоянием».
И за сиську и за письку ухватил болезный...

...В западноевропейских странах переход к современному обществу особенно интенсивно происходил в 1770-1870 гг., причем до 1848 г. общества как бы колебались между старым и новым; с 1870 г. процесс модернизации стал необратимым и завершился в начале XX в. Основываясь на их опыте, выделяют следующие существенные признаки модернизма: 1) возникновение современной личности, которая принимает изменение как норму, гражданские и политические права как атрибут человека, рыночную экономику и частную собственность как необходимые условия, обеспечивающие нормальное функционирование общества и государства на основе разума и науки; 2) утверждение светской системы ценностей, в которой индивидуализм является «массовым ощущением», «второй религией», «новой технологией общественного и человеческого успеха»; 3) малая демократическая семья с полным равенством супругов, родителей и детей как единственная форма семейной жизни; 4) индустриальный и урбанистический образ жизни, основанный на функциональной специализации институтов и людей (имеется в виду разделение труда, профессионализация, бюрократизация управления и т. д.); 5) гражданское общество; 6) правовое государство; 7) полная централизация и интеграция политической, экономической и культурной сфер, или уровней, общества на единых основаниях: верховенстве закона, открытости, гласности, публичности и конкуренции; 8) рыночная экономика, основанная на конкуренции и частной собственности; 9) складывание нации не только на основе языка, религии, культуры и территории, но и как совокупности людей, объединенных согласно их воле, идентифицирующих себя с целым и осознающих свое единство.

Ага... пункт семь особенно доставляет...

...Различаются два идеальных типа трудовой этики, один из которых можно назвать потребительским, традиционным, или минималистским, другой - буржуазным, или максималистским. Согласно принципам минималистской трудовой морали работать следует до удовлетворения традиционных, скромных по своему составу потребностей семьи и не стремиться к накоплению; напротив, максималистская трудовая этика ориентировала человека на достижение максимально возможного результата в своей работе, а предпринимателя - на максимальную прибыль.

Александр II, Пропаганда, Американцы, Понятия, Цивилизация, Россия, Город, Крестьяне, Европа, Обычаи, История, Либералы, Культура, Миронов, Определения, Бердяев

Previous post Next post
Up