Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) Сборник литературныхъ статей 1900 г.

Aug 04, 2023 03:59

По вопросамъ общественной психологіи, воспитанія и нервно-психической гигіены, Въ пяти книгахъ. Книга вторая. Статьи по вопросам воспитания
Воспитаніе въ возрасте перваго детства. (1884)
...Известно, что въ первое время жизни детскій плачъ состоитъ изъ одного крика, безъ пролитія слезъ, далее дети начинаютъ плакать съ пролитіемъ слезъ, и наконецъ могутъ плакать безъ крика. Последній видъ плача уже составляетъ начало такъ называемыхъ тихихъ слезъ, свойственныхъ взрослымъ.

...Мальчикъ, полугодовой, поступилъ въ воспитательный домъ въ сентябре 1883 года; питаніе удовлетворительное. До поступления въ воспитательный домъ этотъ ребенокъ поражалъ окружающихъ сначала своей частой улыбкой, а потомъ смехомъ, который иногда былъ до такой степени выраженъ, что даже устрашалъ окружающнхъ. Въ ванне этотъ ребенокъ часто громко смеялся, потомъ хохоталъ. Дома онъ кормился рожкомъ, въ воспитательномъ доме кормится грудью. Черезъ две недели по поступленіи смехъ его почти исчезъ, и онъ сделался похожимъ на другихъ детей въ эмоціональномъ отношении

...Юлій Цезарь съ резкостью говорить, что въ его время въ Риме чаше можно увидеть женщину съ собачкой или съ погіугаемъ на рукахъ, чемъ съ ребенкомъ.

...Не подлежитъ, однако же, сомненію что чувство страха и особенное предрасположение къ нему можетъ быть однимъ изъ симптомовъ болезненной наследственности, какъ показываетъ следующей примеръ девочки 2,5 летъ, дочери человека, страдавшаго алкоголизмомъ и матери- женщины весьма порочной. Дедъ этой девочки со стороны отца былъ алкоголистомъ съ молодыхъ летъ, а ея отецъ началъ пить съ 17 летъ, пилъ большей частью хересъ; въ 19 летъ онъ былъ уже хроническимъ пьяницей, и 22 летъ началъ страдать судорожными припадками. На 24 году онъ женился, но не переменилъ образа жизни; черезъ годъ у него родилась дочь. На 27 году онъ умеръ отъ алкогольной эпилепсіи; въ последніе три года жизни обнаруживалъ слабоуміе. Девочку этого больного я имелъ случай близко наблюдать, начиная съ 2-летняго ея возраста.

...Мы убедились, что чрезвычайно полезно указывать ребенку виды, степени и фазы его аффектов, конечно, не во время самаго аффекта, а впоследствіи. Дети, большей частью, охотно делают ретроспективный анализ своих душевных волненій. Если вниманіе ребенка, который только что удержался оте наступавших слез, вы обратите на его субъективное состояніе, или если вы припомните ребенку, как у него забилось сердце и побледнело лицо во время бывшаго страха, однимъ словомъ, если вы сделаете ту работу, которую делаетъ художникъ, описываюшій позу, выраженіе лица и т. под., а равно другіе признаки аффекта, то этимъ путемъ рано можно ввести мысль ребенка въ субъективный анализъ. Такое разоблаченіе душевныхъ движеній полезно, давая ребенку понять, что онъ былъ жертвой страсти въ ту или другую минуту. Пользу такой практики въ особенности можно заметить во взаимныхъ спорахъ и столкновеніяхъ детей.
Они подмечаютъ аффекты другъ у друга, и это нередко переводитъ споръ съ почвы душевныхъ волненій и раздражительности на почву логики, потому что противникъ, видя картину аффекта у своего соперника, не только не впадаетъ въ аффектъ, но, напротивъ, отрезвляется, эманципируется отъ страсти. Когда ссорящіяся и раздраженныя другъ противъ друга дети прибегаютъ къ вашему посредничеству, то вы можете начать прямо съ объясненія спорящимъ сторонамъ, что они взволнованы, и что при этомъ условіи правильное понимание невозможно для нихъ.
Вы требуете уснокоенія, указываете ребенку на признаки его аффекта (на его порывистая движенія, громкій голосъ, слезы), делаете это со знаками сочувствія и любви къ ребенку, съ полнымъ уваженіемъ къ его личности и сохраняя въ то же время объективизмъ, спокойствие и деловой характеръ. Вы при случае указываете ребенку, что его гневъ или раздраженіе уже дошло до такой степени, что вотъ-вотъ могла наступить неудержимая драка.
А когда ребенокъ успокоился окончательно и когда эпизодъ кончился, вы можете попытаться вызвать въ его памяти то напряжение мышцъ, те иннерваціонныя ощущенія, которыя готовы были довести его до вступленія в драку. Переживая въ своемъ воспоминания аффектъ, подъ вашими психологическими манипуляціями, ребенокъ будетъ мысленно тормозить его и обуздывать. Эти упражнения должны быть часто и систематически ведены. Ко всему этому воспитатель или отецъ должны такъ себя вести, чтобы служить образцомъ самообладания и иметь право всякій разъ указать на это детямъ. Самое важное въ эгихъ упражненіяхъ то, что дети выучиваются замечать и распознавать въ себе аффекты уже при начале развитія страсти.

...Необходимость содействія взрослыхъ въ деле подавленія аффектовъ уже вытекаетъ изъ того факта, что многимъ детямъ, какъ въ томъ положительно всякій можетъ убедиться, чаще недостаетъ уменъя, чемъ желания сдержать себя.

Воспитание, Эволюция поведения, Сикорский, Дети, Сознание, Поведение, Цезарь, Восприятие, Рецепты, Стиль, Эмоции

Previous post Next post
Up