Юрий Крижанич (1618-1683) Политика. Тобольск (1663-1666) М., «Наука» 1965

Jul 13, 2023 22:25

Беседы о правлении
Часть III. О мудрости
Раздел 32. Законы против народного недовольства и для иных нужд и привилегии всем сословиям
52. Бог оповестил через святых пророков - Даниила, апостола Иоанна, апостола Павла и Ездру - [о том], что на свете будут четыре преславных королевства, а последнее и сильнейшее из всех - Римское, и что это Римское [королевство] в конце концов ослабеет и разделится, и совсем погибнет и будет разрушено.

...И наконец, последнему и наихудшему из соблазнов - дьявольской силе, которая явится с Антихристом, предсказано и предназначено быть именно в этом Римском царстве. И эта несметная антихристова сила будет собрана из жителей, живущих в пределах этого же царства, и на них падет огонь с небес и сожжет их всех (как пророчили Иезекииль и Иоанн).
А случится это с ними потому, что все мучители божьих святых и все гонители имени Христова жили в пределах этого Римского царства. И за то, что они надругались над истиной, бог (как сказано в писании) нашлет на них соблазн и страшное искушение: уверовать в ложь.

55. … Желая избежать такой напасти в нашем царстве, мы повелеваем, чтобы все наши подданные остерегались, как могли, чужеземных обычаев и сношений с чужеземцами и чтобы наши приказные не пользовались в делах и в грамотах чужеземными словами или выражениями, не свойственными нашему языку.

Раздел 33. О гостогонстве
1. Сын Сирахов говорит: «Посели к себе чужеземца, и он разорит тебя». Некоторые более умные народы хорошо понимают, что если впустить к себе [в страну] чужеземцев, то это будет вредным и позорным для народа делом. И даже если для кого-нибудь это окажется благом, для нас, славян, это, конечно, - зло, и такое зло, хуже которого и быть не может. Ибо ни один народ не бывает так легко обманут, как мы, славяне, постоянно бываем обмануты красотой, красноречием, хитростью и лестью чужеземцев. И поэтому ни одному народу не надо так заботливо остерегаться чужеземцев, как нам.

2. Спартанцы, или лакедемоняне (знаменитый в Греции народ и королевство), имели такой закон, установленный их многославным законодателем Ликургом: в назначенное время (и всегда, когда требовалось) по всей стране рассылали доверенных людей, чтобы каждого чужеземца (коего найдут) они изгоняли из государства. А жителей, кои укрывали чужеземцев, наказывали или штрафовали строже, чем укрывателей воров и разбойников. Этот славный закон на их языке называется «ксениласией», а по-нашему-«гостогонство», или «очищение народа и державы от дурного плевела».
3. Чтобы чужеземцы не втерлись к ним посредством браков, французы установили свой славный Салический закон, который лишает женщин права на престол.

7. … Достаточный пример того, какое зло всегда происходит от гостеприимства, можно было [видеть] у египтян. Они впустили к себе Якова с челядью его, составлявшей шестьдесят шесть мужчин, и дали ему землю, где жить. Ничто не могло быть справедливее и пристойнее этого гостеприимства, поскольку сын Якова оказал египтянам великое благодеяние. Но со временем египтяне дорого заплатили за это благодеяние, и горько им стало от их гостеприимства. Ибо израильтяне потом стали так множиться и становились такими сильными, что египтяне вынуждены были подумать о гостогонстве, и король приказал утопить всех [израильских] отроков мужского пола. Из-за этого египтяне затем попали во многие беды и [подверглись] божьему наказанию, пока не утонули в море.
Некий поэт говорит: «лучше не впускать гостя, чем [потом] выгонять его». Если бы египтяне не дали Якову постоянного места, а по истечении голодного времени снова отправили бы его назад, не испытали бы они тех несчастий.

10. … Палладиумом назывался у троянцев некий идол, о коем волхвы предсказали, что Троя дотоле будет необоримой и непобедимой, пока в ней будет находиться Палладиум. Поэтому троянцы берегли этот свой Палладиум, как зеницу ока, но все же грек Уллис украл его у них, и город погиб. Наш русский Палладиум - несмешение с [чужими] народами и закрытие или охрана рубежей. И доколе это будет в целости, дотоле и королевство по божьей милости уцелеет, и народ будет чтим.

11. … Похвальнее не притеснять свой народ, заботливо и милостиво править им, нежели тратить огромные деньги на чужеземцев. Нехорошо отбирать хлеб у детей и бросать его псам.

13. … В-четвертых, навечно законом будут изгнаны и устранены все чужеземные торговцы и торговые приказчики, и постоянные послы или блюстители, коих они зовут факторами и консулами. И не дозволено им будет держать в Москве и повсюду на Руси ни дома, ни лавки, ни склада, ни товаров.

14. … 9. Проповедников бесовских наук надо, наказав, изгонять. Астрологов и алхимиков бить кнутом, клеймить и изгонять. Магов или чародеев - сжигать.
10. Проповедников игр и соблазнов бить палками и изгонять. Таковыми являются те, кои учат плясать, сражаться на мечах, ездить верхом, и те, что ставят комедии, устраивают огненные игры с пушечным порохом, заклинают змей и им подобные.

15. Ясно, что гостогонству надо уделять побольше заботы. Ибо чужеземцы - это больные члены государства и народного тела, это - заразные и смертоносные язвы. И особенно те, что остаются у нас и закладывают для себя дом. Все, что наши люди производят и припасают в поте лица своего, эта саранча, пьянствуя, поедает. Поэтому надо позаботиться, чтобы чужеземцы не скоплялись и не застревали в стране, а чтобы приходило их поменьше и уходили они поскорее.
16. Нигде на свете не принимают так много посольств и нигде не тратят столько денег на разных чужеземцев, как здесь. Но ведь все, что идет на чужеземцев, пропадает зря. Ибо доселе не было от этого великим государям и народу ни благодарности, ни славы, ни чести. Но, напротив, это вызывает много трудностей, и отнимает подводы, и с послами приходит целая куча бесполезных людей (приставших к ним в надежде на подарки), и, наконец, проявляется неблагодарность. Ибо эти гости воздают злом за добро и пишут язвительные книги, в коих ругают и поднимают на смех все наши обычаи и подарки и угощения.

17. По этой и по другим причинам нельзя допускать, чтобы эти новокрещенцы или их сыновья попадали в приказы, в посольства или на службу. И надо всегда опасаться, чтобы они когда-нибудь не завладели престолом и не взяли его в свои руки.

25. Немцы обычно хвастают, будто их народ неколебимо верен и не умеет изменять. Но эту «верность» достаточно узнало и сие славное царство и иные народы.

Раздел 35. О королевской славе
6. … Хервой: Долг короля [обеспечить] благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого бог и поставил его королем. Ради этого и по этим причинам король должен созывать соборы, издавать законы, строить новые и укреплять старые города, вести праведные войны, исправлять язык, изыскивать и распространять в королевстве промыслы и всякие полезные для общего блага вещи.

9. Борис: Полезна ли королям философия или ученость?
Хервой: Не только полезна, но и совершенно необходима. Ведь большинство людей на свете живет, не зная тех первоначальных вещей, которые должны быть ведомы всем малым детям, и можно сказать, что люди живут, не зная азбуки жизни, как об этом уже было сказано в разделе 1, пункт 24.

Из примечаний
До конца XVII в. в Европе считали, что на востоке Азии существуют два различных государства: Китайское (Cathaj), в которое добирались сухопутным путем через Россию или через Среднюю Азию, и Чинское (China), в которое попадали по морю, минуя Индию. Лишь в конце XVII в. в Европе узнали, что оба эти названия - Китай и Чина - относятся к одной и той же стране (М. П. Алексеев. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941, стр. 147) - Кинзай-Ханьчжоу-фу - древняя столица Сунской династии. Менджинская земля - Маньчжурия.

Философия, Понятия, Тезис, Китай, Традиция, Европа, Египтяне, О лжи, Рим, Актуальненько, Пророки, История, Крижанич, Рецепты, Евреи, Определения

Previous post Next post
Up