Возроптавший улей, или мошенники, ставшие честными
...Врачи ценили славу и богатство
Больше здоровья занемогшего пациента
И нисколько не заботились о совершенствовании своего искусства.
Вместо этого они, как правило, напускали на себя важный вид
И старались прослыть скромными и серьезными людьми,
Чтобы заслужить благосклонность аптекаря,
Похвалу акушерок, священников и всех тех,
Кто служит при родах или на похоронах.
Они учились терпеливо сносить любую болтовню
И выслушивать советы тетушек,
С деланной улыбкой и приветливым «как поживаете?»
Угождать всем чадам и домочадцам
…
(Н) Зависть и тщеславие были слугами трудолюбия;
Самый любимый каприз [обитателей улья] -
Непостоянство в еде, мебели и одежде,
Этот странный, нелепый обычай,
Превратился в двигатель торговли.
Их законы и моды в равной мере были подвержены изменениям,
Ибо то, что когда-то считалось хорошим,
Через полгода становилось дурным,
И, когда они таким образом изменяли свои порядки,
Находя и исправляя ошибки,
То своим непостоянством они в то же время
Устраняли недостатки, которые не могло предвидеть само благоразумие.
Так порок воспитывал изобретательность,
Которая в сочетании с трудолюбием с течением времени
Подняла жизненные удобства,
(О) Истинные наслаждения, комфорт, покой
(П) На такую высоту, что даже бедняки
Зажили лучше, чем иные богачи,
И этим сказано все.
…
Но при каждой неудаче они,
Как безнадежно падшие существа,
Проклинали политиков, армию, флот.
Каждый кричал: «Будьте прокляты, обманщики!» -
И, хотя знал о собственных плутнях,
Был до отвращения нетерпим к плутням других.
…
Врачи прекратили бесплодные споры и стремились
Освободить пациентов от их страданий;
Отказавшись от бесполезных лекарств, ввозимых из-за границы,
Они стали употреблять лишь снадобья своей страны,
Зная, что боги не посылают болезней,
Не давая одновременно средств для их исцеления.
…
По мере того как гордость и роскошь сходят на нет,
Постепенно сокращается мореплавание;
Уже не отдельные купцы, а целые компании
Закрывают свои мануфактуры.
Все искусства и ремесла пребывают в небрежении;
(Ф) Довольство, это проклятье трудолюбия,
Заставляет [обитателей улья] восхищаться простым житьем
И не искать и не желать ничего большего.
…
МОРАЛЬ
Итак, оставьте жалобы: только глупцы стремятся
(X) Сделать великий улей честным.
(Ц) Наслаждаться мирскими удовольствиями,
Прославиться в войнах и вместе с этим пребывать в покое,
Не имея больших пороков, - это пустая утопия,
Возможная только в воображении.
Обман, роскошь и тщеславие должны существовать,
Ибо мы получаем от них выгоды.
Исследование о происхождении моральной добродетели
Введение
Одна из самых главных причин того, почему столь мало людей понимают себя, заключается в том, что большинство авторов всегда учат их, какими они должны быть, и едва ли вообще дают себе труд задуматься над тем, чтобы сказать людям, какими они являются в действительности. Что касается меня, то, ни в коей мере не высказывая похвал ни вежливому читателю, ни самому себе, я полагаю, что человек (не считая кожи, плоти, костей и т. п., что видно простым глазом) является соединением различных аффектов, что все они, когда возбуждены и овладевают человеком, поочередно управляют им, хочет он того или нет. Показать, что эти качества - а мы все притворяемся, что стыдимся их, - служат надежной опорой любого процветающего общества, является темой моего стихотворения.
Исследование о происхождении моральной добродетели
...Они [моралисты] тщательно изучили все сильные и слабые стороны нашей натуры и, обнаружив, что ни один из людей не был ни настолько черств, чтобы не поддаться очарованию похвалы, ни настолько испорчен, чтобы терпеливо сносить презрение окружающих, совершенно справедливо заключили, что самым могущественным аргументом, который может быть использован в отношении человеческих существ, является лесть.