Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983 - 1984 учебном году
Лекция от 14 марта 1984 года
...В мифе «Горгия» мы видим, как души после смерти предстают перед теми, кто станет их судить, в особенности перед Радамантом. Сократ говорит: Радамант - судья душ, отправляющий их в ад.
Перед ним предстают души великих царей. А он не дает этим душам великих царей произвести на себя впечатление, поскольку сразу же видит, что в этих душах нет ни единой здоровой части, «вся искривлена ложью и бахвальством [и обманом. - Μ Φ.], и нет в ней ничего прямого (euthus)». Почему в ней нет ничего прямого? Потому что эта душа жила без правды (аnеu alêtheias): «своеволие, роскошь, высокомерие и невоздержность в поступках наполнили душу беспорядком и безобразием». Множественные души, пестрые души, души, иссеченные вожделением, своеволием, роскошью, души без истины.
...Наконец, четвертое значение, четвертый смысл выражения alêtheias bios у Платона: истинная жизнь - это жизнь, не подверженная переменам, порче и падению, которая остается неизменной в своем бытии. Эта тождественность жизни самой себе избавляет ее от всего, что меняет ее, и, с одной стороны, утверждает свободу, понимаемую как независимость, не-зависимость, не-подвластность всему тому, что могло бы отдать ее во власть господства и повелевания, а с другой - утверждает блаженство (eudaimonia), понимаемое как самообладание и наслаждение самим собой.
...У Эпиктета жить без утайки - значит жить и знать, что живешь под этим внутренним взглядом. В беседе 14 книги II он говорит: «Он [Зевс] и попечителем к каждому приставил божество каждого, поручив ему хранить его, причем неусыпным и не поддающимся обману [...] Так что, когда вы запираете двери и создаете темноту внутри, помните, что никогда нельзя говорить, что вы одни: не одни вы, но бог внутри и ваше божество. И к чему им свет на то, чтобы видеть, что вы делаете?» А в беседе 8 книги II мы читаем: «Ты - сколок бога, ты содержишь в себе некоторую частицу его [...] Не хочешь ли ты памятовать, когда ты ешь, - как кто ты ешь и кого кормишь? Когда вступаешь в связь, - как кто вступаешь ты? Когда - в общение? [...] В себе носишь ты его, и не осознаешь, что оскверняешь его нечистыми мыслями, грязными действиями».
...Такие элементы кинической жизни, как жизнь публичная, обнаруживаются в более или менее легендарных рассказах о Диогене; все это общеизвестно. Диоген Лаэртский рассказывает: «Всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы». Отсутствие дома - а дом и у нас, и еще больше в Греции подразумевает место тайны, уединения, защиты от взгляда других. Отсутствие одежды: киник Диоген наг или почти наг. Кроме того, это выбор своего местопребывания: Коринф. Дион Хризостом говорит, что Диоген так часто бывал в Коринфе, потому что это был большой город, общественный город, город, где можно было жить на публике и где на перекрестках и в храмах можно было встретить моряков, путешественников, людей со всех концов света. Под их взглядами и решил жить Диоген. В конце концов он и умер в гимнасии неподалеку от Коринфа, завернувшись в плащ подобно спящему нищему. Когда плащ приподняли, увидели, что он мертв. В кинической жизни нет ни интимности, ни секрета, ни не-публичности.