Книга четвертая. Новое изложение и новое обоснование наукоучения
Глава шестая. Наставление к блаженной жизни, или учение о религии
III. Блаженная жизнь
2. Блаженство и честность
..."Если вы и в следующей жизни ставите ваше счастье снова в зависимость от окружающих предметов, то вы будете себя чувствовать так же плохо как здесь, и тогда будете утешаться третьей жизнью, а в третьей - четвертою и так до бесконечности, ибо Бог не может и не хочет доставлять блаженства
при помощи внешних вещей, Он и себя самого хочет нам дать лишенным всякой формы".
3. Красота и религиозность. любовь как блаженство
...Все, что мы делаем, делается нами при участии божества, по призванию, не из пустого чувства самостоятельности; здесь нет освящения того или иного по собственному выбору, долженствование совпадает с нашими силами, сила с нашей волей, которая не руководится произвольным выбором, а совпадает с корнем нашего бытия. "Желай быть тем, чем ты должен быть, чем ты можешь и чем ты именно поэтому хочешь быть; в этом основной закон высшей моральности, а также и блаженной жизни".
Высшая моральность есть божеством руководимое поведение, целью же наших поступков является счастливо завершенное и оконченное дело.
...В Основных чертах современной эпохи Фихте различал религию разума и религию рассудка; там он говорил только о второй; здесь он рисует первую, беря человеческую жизнь в ее стремлении к бесконечному и в ее единении с ним. Это Наставление к блаженной жизни столь же полемично по своей форме, как Основные черты. Господствующие воззрения эпохи
иррелигиозны: ее поверхностное чувственное мышление исторгло из души веру в сверхчувственное или исковеркало его там, где оно сохранилось, превратив в чувственную жажду блаженства. Для господствующего просвещении тогдашней эпохи всякая религия являлась суеверием. Такой взгляд на религию столь же суеверен, как нерелигиозно суеверие. Суеверие есть "унылая иррелигиозность, а то, что эпоха охотно усваивала, когда она могла это сделать, было лишь освобождением от этого уныния - легкомысленной иррелигиозностью".