Всемирная история: В 6 т. T. 1 : Древний мир : Ин-т всеобщ, истории РАН. - М. : Наука. - 2011.

Feb 22, 2022 06:45

Поздняя древность (I тысячелетие до н.э. - середина I тысячелетия н.э.)
Культурные и религиозные процессы на Древнем Востоке в поздней древности (М. Д. Бухарин, А. А. Немировский)
...После разгрома и аннексии Иудейского царства вавилонянами и низвержения потомков Давида, после разрушения Иерусалима и Первого храма Яхве (основанного еще Соломоном), после массовой депортации иудеев в Вавилонию (587 г. до н.э.), а также бегства части иудеев в Египет, образовалась древнееврейская диаспора - «рассеянное» расселение групп древних евреев в Египте, Палестине, Месопопотамии, Сузиане и других регионах, подпавших под власть египетских и вавилонских, а позднее персидских государей. В 539 г. до н.э. персидский царь Кир специальным эдиктом разрешил всем жителям, ранее депортированным царями захваченной им Вавилонии, возвратиться на родину, и некоторая часть евреев Вавилонии вернулась в Иудею, отстроила Иерусалим, основала там Второй храм Яхве и образовала иерусалимскую гражданско-храмовую общину. Помимо групп иудеев крупной древнееврейской общностью являлись самаряне - обитатели основной территории былого Израильского царства; в Иудее их, впрочем, через некоторое время перестали считать евреями из-за значительного смешения с чужеродным населением, в свою очередь, перемещенным на эти земли ассирийцами.

...О сложности и пестроте этой ситуации свидетельствует сложившееся в V-III вв. до н.э. и попавшее в итоге в Библию иудейское предание о Мардохее и Эсфири - иудеях, которые якобы действовали при дворе персидского царя Ксеркса в начале V в. до н.э и одержали победу в конфликте с антииудейской придворной группой.

...Ок. 458 г до н.э. персидский царь Артаксеркс I даровал Иерусалимской гражданско-храмовой общине ряд привилегий, поставил во главе нее своего придворного из иудеев, фанатичного монотеиста Эзру, и, по-видимому, подчинил в культово-ритуальном отношении верхушке этой общины и Иерусалимскому храму все прочие общины, желающие заявлять себя в качестве иудейских. Эзра ужесточил религиозную практику и всю жизнь в Иерусалиме в духе ортодоксального иудаизма, изгнав, в частности, из города и общины всех иудеев, не пожелавших расставаться со своими женами-язычницами.

...Дело Эзры было продолжено также с санкции Ахеменидов Нехемией (V или IV в. до н.э.). В IV в. до н.э. Иерусалиму подчинялась уже вся персидская провинция Иудея, входившая после македонского завоевания то в Птолемеевское, то в Селевкидское царство в качестве автономии под местной властью иерусалимских первосвященников Второго храма.
Покровительственные меры Ахеменидов в адрес иудаистской общины в Иерусалиме привели к тому, что уже к концу IV в. до н.э. еврейское язычество перестало существовать: неортодоксальные элементы ассимилировались в среде соседних народов, а сохранившие идентификацию группы иудеев в религиозном отношении подчинялись Иерусалиму и блюли поддерживаемую там монотеистическую ортодоксию, т.е. превратились в уникальную этнорелигиозную общность - язычники теперь официально не считались евреями вообще.

Античный мир
Ареал распространения, периодизация и материальная основа античной цивилизации
(В. И. Уколова, А. И. Немировский)
...В европейской историографии, начиная с века Просвещения, наличие рабства и рабовладения считалось отличительной особенностью античной цивилизации. Эта характеристика представлялась особенно определяющей по отношению к Риму, где после Пунических войн появились огромные массы рабов и сформировалось «классическое» определение раба как «говорящего орудия». Однако сегодня исследователи избегают признания рабства в качестве доминирующего признака специфики античного общества.
Обращаясь к реалиям античного мира, следует отметить, что на протяжении большего периода его существования основной силой, созидавшей его материальную и хозяйственную базу, являлись не рабы, а свободные труженики. Пожалуй, лишь века Поздней республики и Ранней империи в Риме можно считать стадией наиболее активного и сравнительно эффективного использования рабского труда. В последние столетия античности рабство уже изживает себя, замещаясь другими формами зависимости.

...масштабы рабства впечатляют, например, и в Новое время. Миллионами исчислялись рабы, которых вывозили из Африки в Америку. Рабский труд являлся основой хозяйства в южных штатах Америки. … Однако историкам не приходило в голову назвать рабовладение чертой, характеризующей социальное устройство новоевропейской цивилизации.

Вавилон, Американцы, Всемирная история в 6 т., Граждане, Нация, Палестина, Понятийные поля, Евреи, Традиция, Рабы

Previous post Next post
Up