Античная философия
Аристотель (384-322 до н. э.)
Политика. Книга I
23. Наука о власти господина не заключает в себе ничего ни великого, ни возвышенного; ее задача - показать, что раб должен уметь исполнять, а господин должен уметь приказывать. И те из господ, которым дана возможность избежать этих хлопот, передают свои обязанности по надзору за рабами управляющему,
сами же занимаются политикой или философией. Что касается науки о приобретении рабов, то она, поскольку ее можно оправдать с точки зрения права, отличается от обеих вышеуказанных наук, [т. е. науки о власти господина и науки о рабстве], являясь чем-то вроде науки о войне или науки об охоте. - Вот наши соображения о рабе и господине.
Книга III
...Отклонения от указанных правильных форм государственного устроения следующие: отклонение от царской власти - тирания, от аристократии - олигархия, от политии - демократия.
В сущности тирания-та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдет интересы зажиточных классов, демократия-интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.
Стоики
[I. Логика]
[А. Теория познания]
Аэций IV 12, 1-5 (Арним II, № 54).
...Phantasia происходит от phôs. В самом деле, подобно тому как свет заставляет видеть себя самого и то, что он окружает, так и представление заставляет видеть себя само и то, что его произвело.
Диоген Лаэртский VII. (50)
...Далее, одни представления разумные, другие неразумные: разумные присущи разумным существам, неразумные - лишенным разума. Представления разумные - это мысли, а неразумные еще не получили названия. Кроме того, одни связаны со знанием дела, другие нет, поэтому мысленный образ рассматривается по-разному человеком сведущим и несведущим.
Диоген Лаэртский VII (54) Стоики говорят, что мерилом истинности бывает постигающее представление, то есть исходящее от существующего, как об этом говорит Хрисипп в двенадцатой книге о явлениях природы, а также Антипатр и Аполлодор. Боэт допускает больше мерил: ум, ощущение, стремление и знание. Но Хрисипп, не соглашаясь с ним, в первой книге о разуме говорит, что мерилами служат ощущение и предвосхищение. А предвосхищение - это прирожденное понимание общего.