III. В преддверии христианства
2.4. Рождение от Девы (Ис 7:14)
ΝΕΑΝΙΣ
...Притча ставит в один ряд «след орла, летящего в небе, путь змея на скале, стезю корабля, плывущего по морю, и путь мужа в юности». Все эти явления быстро исчезают, характеризуются неисследимостью и непредсказуемостью. Таким образом, юность понимается здесь как первый период жизни, который заканчивается со вступлением во вменяемый возраст. *
Этого рода сравнение было довольно устойчивым в еврейском предании, судя по мидрашу Когелет Рабба, в котором сказано, что «нет причин радоваться уходящему кораблю, ибо никто и не знает, какова будет его участь, какие моря и бури встретит он на своем пути», а также не надо радоваться рождению человека, но, «когда человек умирает, всем следует радоваться и благодарить, что он покинул этот мир с добрым именем».
* Что это действительно соответствует воззрениям эпохи на воспитание, видно, напр., из одного дидактического совета: «Если твой сын оставит свою юность кротким и мудрым, то научи его письму и мудрости» (Сир. Менандр. 9). Здесь явно ранняя юность представлена как время формирования характера, только по исходам которой можно решить, годен ли юноша для обучения более утонченным навыкам.
ΠΑΡΘΕΝΟΣ
...Обрядовый смысл «сокрытости» девицы мог объясняться обычаем распускать волосы и покрывать голову при первом вступлении в брак (Кетуббот II. 1). В гражданском смысле, возможно, המלע в древности считалась «сокрытою» таким же образом, как «потерян», т.е. уже или еще не явлен, прошлый и будущий «век» (םלוע). Судя по увещаниям Сираха хранить честь дочерей (Сир 7:26, 26:12, 42:911), переходный возраст считался опасным, и девочка должна была вести практически жизнь затворницы. Поэтому תומלע не поддаются исчислению (Песн 6:8) - они скорее всего вовсе незаметны, безлики, но сами видят Жениха сквозь решетчатые оконца, в которые проникает аромат его имени (ср. Песн 1:3). О «скрытых девах» (κατάκλειστοι τῶν παρθένων, αἵ κατάκλειστοι παρθένοι) неоднократно говорит иудео эллинистическая литература (2Мак 3:19, 3Мак 1:15-16), хотя смысл их «сокрытия» не вполне ясен - идет ли речь о принципиальном безбрачии, либо о подготовке к браку. Возможно, это те самые вышивальщицы, ткавшие храмовую завесу, которые упомянуты в сирийском Апокалипсисе Варуха.