Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение - СПб. 1906

May 21, 2021 13:14


Часть первая. Книга вторая. Основание критической философии
Глава седьмая. Динамические основоположения. Общий результат учения об основоположениях чистого рассудка
III. Общий результат
3. Идеализм и реализм. - позднейшие прибавления
..."Из голых понятий совершенно нельзя усмотреть, 1. как может существовать нечто, только как субъект, а не как определение других вещей, т. е. как оно может быть субстанцией, 2. как потому, что существует нечто, необходимо должно существовать и нечто другое, и значит, как вообще нечто может быть причиной, 3. как, если имеются многие вещи, то из того, что существует одна вещь, вытекает, что нечто есть следствие другого и наоборот и таким образом может происходить общение субстанций".

В этом вопросе заключалась главная проблема докритических исследований нашего философа.

Глава восьмая. Граница познания. Вещь в себе и явление. Амфиболия рефлексивных понятий
I. Граница познания
3. Различие между вещью в себе и явлением
...Способ различения Лейбница ни в каком случае не мог быть принят Кантом. Как чувственность согласно критической философии отличается от рассудка не только степенью, так и явление не по степени только отлично от вещей в себе. Если бы они различались только по степени, как ясное и неясное представление, то в обоих была бы представлена одна и та же вещь, тогда вещь в себе была бы не чем иным, как явлением, из которого удалено чувственное представление. Но согласно критической философии явление, по удалении из него чувственного представления, есть ничто, совершенно ничто. Явление есть только чувственное представление. Если я удалю из него мои понятия, то оно перестанет быть объектом и делается эмпирическим созерцанием; если я удалю из него мое созерцание, то оно перестает быть явлением и будет только впечатлением; если я удалю отсюда впечатление, то исчезает последний остаток, и в результате получается пустое ничто, а не вещь в себе.

...Ощущение дает явлению материал, созерцание делает из этого материала явление, рассудок создает из явления объект. То, что чувства представляют случайно, рассудком представляется согласно правилу и благодаря этому делается объективным, т. е. явлением, которое не может быть представлено иначе, как именно так. Если выражение "должно быть представлено" равнозначаще с "есть", то мы можем сказать вместе с Кантом, что рассудок представляет предметы так, как они есть, тогда как чувственность представляет предметы так, как они являются, но предмет рассудка есть все же явление, он есть представление необходимое, тогда как восприятие есть представление случайное.

Реальность, Куно Фишер, Понятийные поля, Кант, Познание, О непонятном

Previous post Next post
Up