Избранное
Под общ. ред. Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера.
Гл. 12. Из клиники ЭДИ
27.IX.31. Конференция.
1. Аффективность у Наума изживается в парадоксальной форме комплекса, выполняющего функции сверхценной идеи (из-за сдвига границ сознания и бессознательного). С одной стороны - это комплекс, но с другой - сверхценная идея. Если бы был умнее, он был бы параноиком.
...4. Как он держался на демонстрации: 1) обесценение вопроса; 2) показной ум, вернее, маскировка глупости, языкастость; 3) поза независимости и превосходства; 4) боевая, стратегическая установка - смысл которой: я не дурак и не позволю себя изображать дураком; вы - дурак, я умный; 5) иногда в словах он умнее, иногда глупее (ср. у рыб крылья).
примечания
М.Я. Басов понимал волю как основной фактор, отвечающий за регуляцию всей совокупности психических функций и за динамику отношений между ними. Овладение личностью своими душевными состояниями, писал он, возможно «только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля» (Басов, 1922, с. 14).
Гл. 13. Спиноза и проблема высших эмоций
...Раньше у меня нечего было сказать. А теперь больше, чем я могу сказать.
...Вопрос об [отношении между] эмоциями и органами = вопрос: вечные законы природы или исторические законы управляют эмоциями?
...Как же это возможно - сознание изменяет жизнь, [т. е.] жизнь изменяется таким образом, в котором необходимо участвует сознание - [если] нет чистого (субстанциального) сознания?