Любарский Георгий Юрьевич (1959-) Происхождение иерархии: история таксономического ранга (2018)

Oct 23, 2020 20:44


Глава 2. Средние века: создание таксономии из ничего
Розыгрыш понятий: луллисты
...Подобный переход в логике естественных наук пришелся на середину ХХ в. Например, это был переход от ручной кладистики к машинной, от эволюционной сценаристики к компьютерной филогенетике. Вместо того, чтобы тщательно обсуждать и взвешивать, отбирать отдельные особенно достоверные признаки, которые, по мысли автора, своей изменчивостью открывают ход эволюции, можно брать просто все сочетания всех известных признаков, и работать с полным перебором комбинаций. Подобный переход в самом конце ХХ в. произошел и в других науках. Как переход начала ХХ в. можно обозначить статистической логикой, когда всюду стали использовать понятия выборки, генеральной совокупности, достоверности и точности, так переход конца века связан с понятием «большие данные» (Майер-Шенбергер, Кукьер, 2014). Этот переход связан с отказом от выборок (берутся просто все данные), отказом от забот о точности, отказом от понятия причинности (больше не важно, почему наступает некое явление, важнее, что мы знаем, что оно наступит). Во времена Луллия его идеи не могли быть осуществлены, но с появлением компьютеров логика развития научных исследований двинулась именно этим путем.

...

Лейбниц назвал машину Луллия «компьютером». Подразумевалось, что это - способ решения (любых) проблем математическими средствами. Машина Луллия считается одной из первых разработок в области математической логики (Колмогоров, Драгалин, 1984). Суть в том, что понятия обыденного языка заменяются определенными знаками и правилами взаимодействия знаков, и в результате высказывания могут быть целиком заменены строго определенными комбинациями знаков. В XX в. последователем Луллия считал себя А. Тьюринг. Сейчас этот вариант решения проблемы познания - через розыгрыш понятий в рулетку и тщательном исследовании всех вариантов - пользуется очень большим успехом. На помощь идет идеология «больших данных» и мощных машин. Несомненно, идеи Луллия сейчас очень влиятельны и имеют много сторонников.

Уничтожение универсалий: скотисты

...Природа универсализуется интеллектом. Универсалии - не то, что существует, а определенный способ (модус), согласно которому мыслится сущность. То есть универсалии - продукт ума, это не объективные качества, и как только приливная волна философских понятий пошла на убыль и стали создаваться системы простые, наипростейшие и те, что еще их проще - когда пришло Новое время и философия стала стремительно опрощаться - все такие понятия пошли по ведомству «субъективного» и потому иллюзорного, не важного. Кстати, именно от Дунса Скота ведет начало новоевропейская традиция различения абстрактных и конкретных понятий.

...Вывод из этих философских построений тот самый, какой и хотел получить Дунс Скот: существует лишь Бог и мир единичных вещей, бесконечно богатый и разнообразный. А все прочее придумывают люди, выдумывая всякие общие понятия, универсалии и прочие слова, которые им, по слабости их разума, приходится себе воображать. В философии Нового времени эта мысль стала победительной и главенствующей, многие великие и славные воспроизводили это творение Дунса Скота: Бог, говорили они, настолько совершенный интеллект, что он может одновременно мыслить все вещи в их единичности. А человеческому слабому разуму такое не под силу, и люди изобретают общие понятия, абстракции, чтобы хоть как-то, хоть с возможными упрощениями и ошибками, думать о вещах. Потом из такого представления произошли наука и сопровождающий ее деизм, и пошла долгая дорога всей философии Нового времени, со скепсисом, критикой, поиском оснований и тщетными розысками начал.

...Мир Оккама - это мир, созданный гением Дунса Скота. Оккам утверждал, что единственно реальны только индивиды, они - то, что существует вне ума, вне ума как божественного, так и человеческого. То есть Оккам сформировал представление о мире, где есть огромное многообразие вещей - единичных - ни в чем не сходных, ничем не различных - только это и есть реальность, и кроме того в этом мире есть не-реальность (иллюзия?) - это умы людей и Бога. Поделить мир на ум и индивидов - это упрощение, сделанное Оккамом, но это упрощение внутри мира Дунса Скота. Дальше Оккам, который был очень логичным человеком, пришел к пониманию: в умах находятся сущности, имеющие смысл, но не существование. А в мире реально находятся индивиды, лишенные смысла. Сущности находятся в виде иллюзий человеческого разума, но это хорошо согласованные иллюзии, имеющие смысл. А вовне находятся индивиды, которым бесполезно пытаться придать смысл - они и сами его не имеют, и воспринять снаружи не могут. Раз индивиды «не смачиваются» сущностями, они непознаваемы, ускользают от любых определений, их нельзя понять. Вот и готова «вещь в себе», ее спекли еще в XIV в. и оставили доспевать.

...История «высокой схоластики» заключается в том, что в Европу приходит аверроизм с неоплатонически истолкованным Аристотелем и воздействует на европейскую рациональность. Фома Аквинский пытается создать картину мира, пригодную для рационального мышления, однако аверроизм перестает быть философским учением ислама и становится внутренним течением европейской мысли, которое оказывается очень популярным и разрушает способы объяснения, разработанные Аквинатом. Номинализм побеждает и становится тем фоном, на котором возникают совершенно новые образования, не относящиеся к рационально сформулированным понятиям: когнитивные конструкты, поддерживаемые усилием воли и наделенные смутной образностью (схемы). Внимание философов переносится с вопроса о том, что есть истина, каковы вещи сами по себе, на вопрос о степени достоверности познания истины и методах, которыми она познается. Это время привычно связывают с появлением опытного знания и обозначают как появление науки.

Дунс Скот, Оккам, Луллий, Любарский, Понятийные поля, Механизмы познания, Лейбниц

Previous post Next post
Up