ДОКЛАД НА ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Dec 03, 2013 10:12

Елена Александровна Байер,
доктор педагогических наук, доцент,
директор детского дома г. Азова
Олег Юрьевич Латышев,
академик, профессор,
почётный доктор наук, основатель
Российской Детдомовской семьи

Непростое время наступило для детских домов России, которые теперь рассматриваются как образовательные организации), где воспитываются социальные сироты России. Рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшихся без попечения родителей, является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе и, соответственно, варьируется в различные исторические эпохи. Неопределенность ситуации, а самое главное, - свою НЕНУЖНОСТЬ в таких организациях испытывают прежде всего те, кто много лет совершенствовал технологии, методики по подготовке к самостоятельной жизни детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Якобы, все уже обучены, воспитаны, и, что самое ваджное -социализированы. Спрашивается, так ли это? Может быть, система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области государственной поддержки детства рискует быть разрушенной до основания?
Основная причина стабильно неблагополучной ситуации с социальным сиротством в России - отсутствие работы у родителей потенциальных социальных сирот, и, как следствие - нарастающим семейным неблагополучием. Все силы родителей и другие ресурсы семьи, в том числе все финансы, из последних сил расходуются семьей, беднеющей на глазах, чтобы дать своему ребёнку дорогу в жизнь. Что не всегда удаётся. Усилия органов государственной власти сосредоточены на содержании ребёнка в интернатном учреждении и его последующем устройстве в новую семью. Реальная причина рассматриваемого нами явления - постоянное возобновление того же количества детей в интернатных учреждениях, несмотря на то, что, казалось бы, использованы все возможные формы, пути и методы их семейного жизнеустройства. Поток приходящим в детские дома детей является постоянным. Даже несмотря на демографические «поправки» в картину отечественного народонаселения. Статистические данные свидетельствуют о том, что в основном дети изымаются из семьи по социально-экономическим показателям, а, как правило, не из-за угрозы жизни ребёнка, которую для него представляют его родители. Необоснованно завышенные государственные показатели качества жизни, до которых нелегко дотянуться большинству российских (и не только российских!) семей, не могут быть выдержаны для многих детей, затем и оказывающихся в детских домах.
Такая ситуация складывается из-за отсутствия ранней профилактической работы с семьёй, и отсутствия уголовной ответственности представителей государственной власти за изъятие детей из семьи и невыполнение надлежащей вышеупомянутой профилактической работы с семьёй. Интернатное размещение ребёнка признаётся одной из форм профилактики, а работа с семьёй по сохранению семьи для ребёнка по совершенно необъяснимым с точки зрения элементарного здравого смысла причинам не является приоритетным направлением работы ни органов опеки, ни органов социального обеспечения по профилактике беспризорности и безнадзорности. Именно поэтому в системы интернатного жизнеустройства попадают дети, изымаемые из семей чаще всего по причине искусственно созданной родительской некомпетентности в области своих социальных прав и прав собственных детей. Это положение проистекает из вопиющего кумовства и предельной развращённости системы отечественного социального обеспечения, покрываемой коррумпированной властной верхушкой. Тотальное ощущение собственного бесправие и непонимание, каким может быть бескровный, нереволюционный выход из сложившейся патовой ситуации, такие родители попадают в зависимость от психоактивных веществ, наркосодержащих лекарственных препаратов, принимаемых ими без назначения врача, исключительно для того, чтобы хотя бы каким-то путём уйти от разрывающего психику чувства тревоги и бессилия от неспособности обеспечить своему ребёнку достойного детства. То есть, всё это и подобное происходит по причинам, которые предполагают, что семья нуждалась в помощи и поддержке специалистов, и была возможна работа по сохранению семьи для ребёнка. Но соответствующими специалистами в массовом порядке проявлялась и продолжает демонстрироваться преступная халатность, не пресекаемая никем из постоянно меняющихся министров. Сначала только социальной защиты, а затем в объединённом варианте - здравоохранения и социального развития. На этапе доинтернатного устройства детей оказывается очень незначительная помощь и контроль над ситуацией в малообеспеченных семьях. Недостаточно используется возможность временного лишения родительских прав, а также помощи этой семье со стороны школы, общественных организаций, Дома семьи и других социальных структур. А главное, размещение детей в интернатных учреждениях признаётся окончательным «устройством», а не временной мерой до возвращения в родную, кровную, или перемещения в новую семью. Работа по возвращению в кровную семью в принципе практически не ведётся, и, что уже совсем не вписывается в систему моральных ценностей, не содержится в текущем законодательстве как норма. Однако для государства, попрощавшегося с одним моральным кодексом, и не заменившим его ни на какой другой адекватный, это трудно признать удивительным.
Мы не просто критикуем сложившееся положение вещей, но и готовы высказать следующие предложения по изменению системы защиты детей-сирот и детей без попечения родителей:
1. Создание социального учреждения нового типа для детей-сирот, детей, находящихся в зоне риска социального сиротства, а также выпускников из числа детей-сирот. Модель соответствующего центра предполагает объединение в одном комплексе, оказывающем широкий спектр услуг по психологическому, социальному, юридическому СОПРОВОЖДЕНИЮ: детей, семей (замещающих и находящихся на грани изъятия ребёнка или отказа от него, например, в связи с инвалидностью), выпускников из числа детей-сирот, ДОМА, где живут дети, которые по каким-либо причинам временно не могут жить в семье. В рамках центра следует: привести практику деятельности органов местного самоуправления, наделённых функциями опеки и попечительства, в соответствие с положениями Семейного Кодекса РФ в части активизации деятельности по семейному устройству детей-сирот и профилактики социального сиротства. Улучшить качество подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в детские дома; создавать специально подготовленные профессиональные замещающие семьи; развивать национальные, традиционные светские и конфессиональные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства их на воспитание в семью. Необходимо отметить, что СМИ должны освещать положительный опыт семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, помощи и поддержки выпускников со стороны организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. реализация программ, направленных на социализацию ребёнка, профессиональное самоопределение, подготовку к самостоятельной жизни;
2. Обеспечение открытости учреждений, как для самих воспитанников, так и для внешнего социума, стандарты подготовки воспитанника к самостоятельной жизни и его сопровождения в постинтернатный период.
3. Обеспечить новый педагогический подход по качественной подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях детских домов России.

Байер, дети-сироты, депривация, социализация, Латышев, детский дом, социальное самоопределение, социально незащищённые дети, статистика, самореализация, школа-интернат, социальное инвестирование, служба правовой поддержки воспитанников, самостоятельность

Previous post Next post
Up