Проблемы и перспективы развития дошкольного отделения детского дома

Dec 03, 2013 08:44

Оригинал взят у papa888 в Проблемы и перспективы развития дошкольного отделения детского дома
Сокровенный детский сад
(Проблемы и перспективы развития
дошкольного отделения детского дома)
О.Ю. Латышев
Аннотация. Цель работы - обозначить проблемы развития дошкольных отделений детских домов как закономерного этапа непрерывного образования, выделить перспективные пути их сохранения и совершенствования стиля работы. В круге первоочередных задач - формирование и поддержание кадрового состава подразделения, повышение квалификации сотрудников, совершенствование их усилиями научно-методической базы учреждения, построение стратегии формирования физического и психического здоровья воспитанников, их творческого развития и безболезненного перехода в школу. В ходе исследования нашла подтверждение наша гипотеза: решение выше перечисленных задач позволит значительно усовершенствовать деятельность дошкольного отделения детского дома. В результате исследования доказана зависимость эффективности работы подразделения от инициативности и согласованности работы персонала, усовершенствованы способы его подготовки и переподготовки, ориентации на передовые достижения методологии и методики дошкольного образования в практике данного подразделения детского дома. Определён психофизиологический маршрут корректного перехода выпускников дошкольного отделения к обучению в школе.
Ключевые слова: дошкольное образование, воспитатель, детский дом, усыновитель, воспитанник, физическое здоровье, психическое здоровье.
Парадигматический характер современного отечественного образования обусловил широкую вариативность функционирования образовательных учреждений различных видов и типов. Применительно к системе дошкольного образования, реализуемого в интернатных учреждениях для детей-сирот, ситуация складывается следующим образом. Помимо собственно дошкольных детских домов существуют школьные, а также детские дома-школы и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В каждом таком учреждении, несмотря на кажущийся очевидным его статус, может находиться дошкольное отделение. Иногда, по сложившейся традиции, это подразделение называют детским садом. Его работа регламентируется как нормативно-правовой базой общего характера, так и специальными постановлениями в отношении условий содержания детей-сирот в учреждениях закрытого типа и их образования. С точки зрения научно-методического обеспечения работа дошкольного отделения детского дома опирается как на достижения общей методологии современного образования, так и на специальное научно-методическое обеспечение образовательных учреждений - как собственно дошкольных, так и учреждений закрытого типа. Основополагающей проблемой развития дошкольного отделения детского дома является проблема полной деконструкции самих детских домов. Она вытекает из современных правительственных инициатив. В частности, уполномоченный по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации Павел Алексеевич Астахов говорит о необходимости ликвидации детских домов как таковых: «Наша основная цель - устройство детей в семьи, при этом необходимо развивать институт приемной семьи, чтобы избавляться от детских сиротских учреждений» [5]. Намерения, безусловно, благие. Ибо трудно найти здравомыслящего человека, который не пожелал бы каждому ребёнку расти и развиваться в полноценной семье. Однако институт приёмной семьи, который следует развивать, по мнению оппонента, в однозначно преобладающем количестве находится на значительно более низком уровне развития, нежели хорошо отлаженная и постоянно совершенствуемая система работы детских домов. Вследствие поспешной передачи детей в семьи, когда с потенциальными усыновителями, как правило, не проводится надлежащая работа служб принимающей семьи, приёмных родителей и т.п., принципиально возрос уровень возврата детей из приёмных семей в детские дома. Безусловно, это относится не только к дошкольным отделениям детских домов. Однако вот о чём свидетельствует выборка из общих результатов нашего экспериментального исследования. Дошкольные отделения попавших в поле нашего зрения детских домов и школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Астраханской, Белгородской, Воронежской, Ленинградской, Московской, Ростовской, Самарской, Челябинской областей, Краснодарского края, а также Республики Карелия принимают 64% от общего числа возвращаемых в сиротские учреждения из приёмных семей детей. Эти данные были аккумулированы при посещении и регулярной связи с интернатными учреждениями выше перечисленных регионов Российской Федерации на протяжении 2003-2013 годов. Из чего может быть сделан однозначный вывод, что именно дошкольное отделение сиротского образовательного учреждения может и должно явиться основным акцентом переосмысления образовательного процесса учреждения в целом - по отношению как к воспитанникам, так и к работающему с ними персоналу. Идеальным же вариантом развития событий могло бы стать (и в ряде мест уже становится) открытие центров поддержки принимающей семьи, где потенциальным усыновителям каждого дошкольника будет оказана полноценная, разносторонняя и своевременная помощь в обращении с усыновляемым ребёнком - как до совершения столь судьбоносного для всех акта, так и по его прошествии. Как в приведённых здесь примерах, так и в других регионах страны при областных и городских отделах и советах опеки и попечительства открыты службы приёмных родителей. По мере включения в состав их коллективов высококвалифицированных специалистов по вопросам усыновления и сопутствующим направлениям деятельности таких школ, их работа начинает характеризоваться поступательно растущей эффективностью. Однако сами отделы опеки и попечительства в административных структурах далеко не всегда введены в систему образования, и работа их институтов, таких, как школа приёмных родителей, всё же в существенно большей мере решает вопросы, регламентируемые управлением социальной защиты населения, нежели образования. Если же служба поддержки будущих родителей, какое бы официальное название она ни носила, функционировала при самом дошкольном отделении сиротского учреждения, это могло бы позитивно сказаться одновременно на нескольких показателях семейного жизнеустройства дошкольников:
- работающие с ними воспитатели могли бы методично и последовательно, на протяжении установленного отрезка времени преподносить потенциальным усыновителям нюансы психофизиологического здоровья детей, их привычек и наклонностей, отклонений в физическом и психическом развитии, особых нужд и т.д., не видимых при первом знакомстве ребёнком. Что часто приводит к негативным последствиям по прошествии усыновления;
- само присутствие давно и хорошо знакомых, любимых дошкольником воспитателей в процессе общения с будущими родителями, а также одновременное общение ребёнка с теми и другими могло бы создавать прецедент формировании сферы комфортного общения, сформированной из совокупности взаимопроникающих сфер общения воспитанника в детском доме и за его пределами с наиболее близкими ему людьми;
- в случае неадекватного реагирования со стороны дошкольника на пожелания, а тем более - требования, высказанные потенциальными усыновителями, находящийся рядом воспитатель может и разъяснить последним определённые нюансы сферы детского поведения, и найти надлежащий подход к ребёнку для предотвращения инцидента вероятностного психического срыва.
Говоря о возможности и даже необходимости участия воспитателя в работе нового подразделения в дошкольном отделении детского дома, мы исходим из понимания, что функционал воспитателя будет при этом существенно расширен, а в ряде профилей - ещё и принципиально изменён. Было бы вполне естественно предположить, что сопровождение процесса общения воспитанника со своими будущими родителям является весьма проблематичным. В ряде же случаев - так и просто не педагогичным при совмещении работы воспитателя со всей группой воспитанников. Поэтому речь здесь идет скорее о появлении у воспитателя нового функционала, точнее, о существенном расширении существующего. И вполне вероятно, о совмещении двух должностей внутри дошкольного отделения детского дома. Каждая из которых могла бы быть реализована в различное время. Или же, например, если в распорядке его работы предусмотрены часы разрыва рабочего времени, когда воспитатель не должен находиться рядом со своими воспитанниками, он может уделить внимание совокупному общению с конкретным воспитанником и его потенциальными усыновителями. Опять-таки, мы понимаем, что устоявшийся за долгие годы функционал воспитателя дошкольного отделения детского дома вряд ли предполагает готовность каждого воспитателя к общению с посторонними людьми, к числу которых, до известного времени, и принадлежат будущие родители их воспитанника. Если для отдельных наиболее инициативных и творчески одарённых воспитателей, такое общение не будет представлять собой никакой принципиальной сложности, то для всех тех сотрудников дошкольных отделений, которые в экспериментальном формате не работают, предстоит определённая переподготовка. Мы в состоянии констатировать, что существует возможность органичного дополнения рассматриваемой здесь тематикой системы курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования. По существующему положению, сотрудники сиротских учреждений каждые пять лет должны проходить курсы повышения квалификации, а затем аттестоваться на соответствие занимаемой должности, или на переход, например, с первой квалификационной категории на высшую. В рамках нашего экспериментального исследования нам удалось ввести новое направление деятельности - разработки и апробации программ краткосрочных курсов повышения квалификации в объёме 72-х академических часов, при прохождении которых слушатели получают уникальный материал, только что вышедший из-под пера относительно небольшой группы исследователей. Небезынтересно, что и сами исследователи, работающие над параллельной проблематикой, также инициативно участвуют в освоении тематики экспериментальных курсов. В их числе, безусловно, есть и воспитатели дошкольных отделений, что уже само по себе создаёт прецедент освоения заявленной проблематики непосредственными исполнителями. Таким путём максимально сокращается традиционно существующий разрыв между наукой и практикой, а теоретические направления работы также обогащаются в порядке обратного влияния практики на ход теоретических изысканий. Таким образом, мы подходим к решению основополагающей проблемы развития дошкольных отделений детских домов как закономерного этапа непрерывного образования, выделяя наиболее перспективные пути их сохранения и совершенствования стиля работы. В круге первоочередных задач при этом постоянно находится формирование и поддержание кадрового состава подразделения, повышение квалификации сотрудников, совершенствование научно-методической базы, которая также обогащается в процессе написания выпускных работ воспитателями и другими сотрудниками дошкольных отделений по окончании курсов повышения квалификации.
Следующая немаловажная проблема, которую невозможно обойти здесь вниманием, - это реструктуризация дошкольного отделения сиротского учреждения. Её появление обусловлено тем, что учреждению как таковому при существующем статусе сохраниться никто не даст. В системе государственного обеспечения в скором времени может не найтись ни одной статьи, которая регламентировала бы содержание учреждение дошкольного образования для детей-сирот. Не вызывает ни малейших сомнений тот факт, что дошкольники, распределяемые по приемным семьям, будут иметь немало проблем, как психосоматических, так и обусловленных поведенческой сферой. И если, как уже говорилось выше, опытный воспитатель, не один год проработавший с таким ребёнком, уже научился находить к нему индивидуальный подход, то однозначно охарактеризовать так же потенциальных усыновителей мы пока не в состоянии. Поэтому вполне прогнозируем достаточно быстрый массовый возврат детей, на что мы уже также здесь указывали. И потребуется также быстрое открытие множества детских домов (или иначе названных учреждений со схожими задачами), чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие относительно недавно закрытых детских домов. Подобно тому, как ранее закрытие в массовом порядке детских садов приводит сейчас к протяжённым очередям в дошкольные учреждения в условиях постепенно выправляющейся демографической ситуации. Но, опять-таки, безответственные государственные служащие не выучили урок по теме «детский сад». Никто из наиболее влиятельных представителей государственного аппарата не взял на себя полномочий сделать детский сад «сокровенным», то есть, говоря буквально, укрыть его от равнодушного беспощадного молоха уничтожающей бюрократической машины, которую, однажды запущенную, никто не в состоянии остановить до окончания её зловещей работы. Единственное, что могло бы уберечь теперь от уничтожения детские дома, так это смена их юридического статуса. Взять на себя ответственность за сохранение дошкольных отделений детских домов мог бы влиятельный учёный, который воспринимает такие учреждения как нечто «сокровенное» уже в переносном смысле слова - не как то, что уже укрывается и сберегается, но как то, что необходимо сберечь просто уже по определению «сокровенный». Как самое главное, почти святое. С другой стороны, невозможно представить себе простое переименование учреждений без конкретного изменения круга решаемых ими задач. В то же время, педагогический коллектив дошкольного сиротского учреждения, складывавшийся и совершенствовавшийся, как правило, не один десяток лет, представляет собой в глазах педагогической общественности особую закономерную ценность, сохранить которую при новых условиях развития образования и хозяйствования в его сфере следует, во что бы то ни стало. Поэтому задача учёных в области педагогики, психологии и других взаимопроникающих научных дисциплин - найти такие пути реструктуризации дошкольных интернатных учреждений, чтобы и решаемые ими ранее основные задачи, и кадровый состав могли сохраниться неизменными. Впрочем, существенно обогащёнными - ровно настолько, чтобы новый статус учреждения не выглядел результатом формального переименования. При новом статусе в необходимой пропорции учреждение должно по-прежнему решать вопросы обучения, воспитания и развития, включить в себя, либо значительно усилить уже существующий оздоровительный блок - касательно как физического, так и психического здоровья. Например, далеко не в каждом детском доме пока есть сенсорная комната, во многом дополняющая и развивающая представление о традиционном кабинете психолога. В то время как именно здесь могли бы успешно применяться разнообразные и хорошо согласованные аудиовизуальные средства формирования и поддержания гармоничного состояния внутреннего мира дошкольника. Как мы уже писали ранее, избранные нами средства оформления сенсорных комнат дошкольных отделений «не ставят перед собой задачи привязать внутренний мир ребенка к догматизированным моделям поведения, также излюбленным традиционными воспитательными системами. Наоборот, ребенку показывается возможность самостоятельно выбрать свой жизненный путь с постоянно открывающимися на нем новыми горизонтами. Единственное, что при этом побуждается делать ребенок, так это отвечать за каждый сделанный им шаг самостоятельно. А соответственно - вырабатывать в себе чувство ответственности за порученное дело, за комфортное состояние людей при общении с ним, а также за те обещания, которые счел возможным дать. В результате выработки таких качеств, в свою очередь, формируется базис для наработки жизненно необходимых умений и навыков. Например, еще не попав в трудную жизненную ситуацию, ребенок научится заблаговременно анализировать пути «туда и оттуда», делая все от него зависящее, чтобы стабильно двигаться по выбранному жизненному пути, не поддаваясь соблазну свернуть на скользкие боковые дорожки. И что самое главное, может помочь в этом своим сверстникам, не испытывавшим на себе позитивное действие названных здесь аудиовизуальных технологий» [2, с.184]. Итак, мобилизуя аудиовизуальные средства наполнения сенсорных комнат, мы заботимся уже не только о психическом здоровье воспитанника, но и пролагаем путь к сфере познания, развитие которой в дошкольном возрасте пропорционально всем остальным частям жизненного цикла человека идёт наиболее бурно и продуктивно, если учтены мотивационные компоненты и созданы соответствующие дидактические условия. Это яркий пример взаимозависимости пластов деятельности дошкольного отделения в направлении обучения и развития воспитанников - как физического, так и психического. В свою очередь, значительное внимание должно уделяться физическому развитию воспитанников при содействии со стороны сотрудников медицинского персонала, работающих в дошкольном отделении детского дома. Как пишет в этой связи Е.А. Байер, «физическая подготовка наших воспитанников сопровождается строгим контролем со стороны медицинской службы. Тщательно продумана и планомерно внедряется в жизнь воспитанников система профилактических мер для поддержания как должного уровня их здоровья, так и соответствующей физической формы» [3, с.147]. Вопросам физического воспитания и развития дошкольников, находящихся в учреждениях открытого типа, постоянно уделяется значительное внимание как отечественными, так и мировыми учёными. И в целом этому опыту имеет смысл следовать при построении системы физической подготовки дошкольников в детском доме. Поэтому здесь мы обязаны сказать только о необходимости учёта наличия практически у всех сирот-дошкольников психических травм депривационного происхождения, что не может не накладывать отпечатка на характер деятельности учреждения по приобщению дошкольников к нормам физической культуры. Равно как нельзя не упомянуть и о тотальной физической ослабленности органов и систем подавляющего большинства воспитанников дошкольного отделения детского дома. Как правило, это происходит по причине недобросовестного обхождения с ними со стороны родителей, впоследствии лишённых (в том числе - и из-за этого) родительских прав. Всё это побуждает вносить естественные поправки при назначении соответствующих возрасту ребёнка физических нагрузок, количества и последовательности физических упражнений, их чередования и т.д. Щадящие дозировки физических упражнений на начальном этапе подготовки жизнестойкой личности воспитанника детского дома постепенно сменяются увеличивающимися по интенсивности и продолжительности. Е.А. Баер и И.Б. Павлов указывают на то, что «жизне¬способный», как и «жизнестойкий», может иметь как внутренние, так и внешние механизмы адаптации. Внутренние - это механизмы регулирования собственных структур и биохимического состава, а внешние - манипулирования объектами среды обитания для изменения внешних условий. Особенность различий состоит в том, что жизнеспособность - это больше биологическое свойство организма, частично генетически детерминированное, а жизнестойкость - это личностный феномен, способный сопротивляться и упорно отстаивать своё существование. Это находит подтверждение в работе Б.Г. Акчурина [1]. В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека. Процесс биологического развития сочетается с приобретением человеком значительного количества социальных свойств и качеств. Человек обогащается знаниями, усваивает моральные нормы и правила, вырабатывает способность к успешному выполнению различной деятельности. Социальные свойства и качества формируются в процессе жизнедеятельности. Поэтому жизнестойкость выбрана нами в качестве направления построения такой педагогической системы в условиях детского дома, как подготовка социально-крепкой, легко адаптируемой в социуме личности» [4, c.29].
Определённо важно решить в рамках работы дошкольного отделения детского дома вопрос творческого развития воспитанников. Это сопряжено с кадровыми, организационными и иными затратами со стороны администрации и педагогического коллектива. Прежде всего, они обусловлены тем, что здесь речь идёт об учреждениях закрытого типа. Это выражается в затруднённости связей с учреждениями дополнительного образовании, внешкольной работы, центров детского творчества и досуга и т.п., расположенными в том же населённом пункте, что и рассматриваемый детский дом. Есть в стране регионы, где в настоящий момент ни воспитанники, пусть даже выпускного возраста, не вправе покидать территорию интернатного учреждения, ни специалисты центра детского творчества, не работающие параллельно и в детском доме, также не имеют права находиться в стенах закрытого образовательного учреждения. Что же в таком случае можно сказать о воспитанниках дошкольного возраста, которым тем более не оставлено никакой вероятности быть увиденными педагогами учреждений поддержки детского творчества? Получит ли он хотя бы какую-нибудь поддержку своим творческим чаяниям? Поэтому воспитатели и администрация дошкольного отделения детского дома и прилагают немало усилий для организации процесса творчества и досуга своих воспитанников. И, тем не менее, каждый участник процесса творческого роста дошкольников идёт на это охотно. Во-первых, следуя идеалам преданности делу воспитания, во-вторых - стремясь доказать целесообразность не только существования своего учреждения как условий реализации высокоорганизованной педагогической системы, но и его особого места среди образовательных учреждений - не только своего региона, но и страны в целом. И, наконец, творческий рост воспитанника ярко отражает уровень педагогических амбиций каждого сотрудника дошкольного отделения, причастного к делу творческого развития личности воспитанника. Трудно переоценить также и значение развития воспитанника средствами творчества в процессе адаптации, которую ребёнку в известный срок предстоит пройти при переходе из дошкольного в школьное отделение детского дома. На протяжении всей данной работы мы намеренно ведём речь не просто о дошкольном детском доме, который и сам по себе достоин большого внимания как органичная модель образовательного процесса в сиротском учреждении. Здесь мы считаем своим долгом апеллировать к постулату непрерывности образовании, которое возможно при учтённом принципе преемственности образовательной деятельности на всех возрастных этапах развития воспитанников. В настоящий момент отечественная педагогика придаёт большое значение непрерывному образованию как пути более гладкого и непротиворечивого, нежели при иных моделях построения образовательного процесса, пути перехода детей от дошкольного к школьному этапу обучения, и так - касательно каждого этапа. Немало сказано о преимуществах психологического климата, в котором затем продолжает обучаться ребёнок, видящий рядом с собой в школьном классе тех же детей, что окружали его и в группе детского сада. Как известно, в кругу верных товарищей и преданных друзей растёт обучаемость ребёнка в целом, на основе взаимовыручки, характерной для ценностей детского коллектива, целостно поддерживается его мотивация к обучению, на принципиально ином уровне реализуется заинтересованность ученика в плодах своего ученического труда. И всё это с таким же успехом говорится о ребёнке, которого и в отсутствие непрерывного обучения родители могли бы водить в спортивную, музыкальную или художественную школу, драматический кружок или танцевальную студию. В описываемом нами случае, как и следовало ожидать, речь идёт о ребёнке, которого никто никуда не поведёт! А если это и произойдёт в порядке реализации воспитательной системы учреждения, то будет носить преимущественно эклектичный и единичный характер. Одним словом, это будет практически всё, на что сможет претендовать воспитанник дошкольного отделения детского дома. Что же касается систематических занятий по творческому развитию личности воспитанника, это скорее достижимо в виде коллективного творческого дела, которое способно сплотить коллектив дошкольников. И прежде чем выпускная подготовительная группа дошкольного отделения станет коллективом подготовительного или первого класса школы при детском доме, каждому участнику этого коллектива предстоит продемонстрировать перед всеми наиболее характерную для него социальную роль. Генератор идей и неформальный лидер, послушный исполнитель и бунтарь-оппозиционер - здесь обязательно найдутся все в той или иной мере выраженности. Главное, чтобы идея, брошенная в массу дошколят талантливым и неравнодушным воспитателем, так или иначе, захватила всех. И тогда, вооружённые и увлечённые ею, стремлением быстрее и лучше достичь желаемого, воспитанники смогут позитивно самоутвердиться и в качестве учеников школы.
Из выше сказанного мы можем сделать следующие выводы:
1. Основные проблемы развития дошкольных отделений детских домов как закономерного этапа непрерывного образования решаются путём качественного преобразования этих подразделений сиротских учреждений с учётом лучших традиций, сформированных за долгие годы их существования.
2. Совершенствование стиля работы дошкольных отделений затрагивает, прежде всего, формирование и поддержание кадрового состава данного подразделения детского дома, повышение квалификации сотрудников, их личное участие в укреплении его научно-методической базы.
3. Переосмысление юридического статуса описываемого подразделения содержит в своей основе построение стратегии формирования физического и психического здоровья воспитанников, их творческого развития и безболезненного перехода в школу.
4. Решение выше перечисленных задач позволит значительно усовершенствовать деятельность дошкольного отделения детского дома, в ходе развития которого выработаны критерии отбора персонала, найдены лучшие способы его подготовки и переподготовки, ориентации на передовые достижения методологии и методики дошкольного образования в практике данного подразделения детского дома,
5. Психофизиологический маршрут корректного перехода выпускников дошкольного отделения к обучению в школе пролегает через объединение всех участников детского коллектива в рамках коллективного творческого дела, способного в равной мере заинтересовать каждого его потенциального участника - как своей достижимостью, так и широкой вариативностью решаемых воспитанниками ярких и интересных задач.
Литература.

1. Акчурин Б. Г. Диалектика духовного и телесного начала в свете нового понимания физической культуры // Теория и практика физической куль¬туры. 2002. №6.
2. Астахов П. А. Павел Астахов обозначил приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей. М., 2012. Электронная версия: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=5898
3. Байер Е. А., Латышев О. Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012.
4. Байер Е. А., Павлов И. Б. педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома. Азов, 2012.
5. Латышев О. Ю. Аудиовизуальные составляющие информационных технологий в школьной инноватике // ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2007. № 2.
6. ЗАЯВКА
7. на участие в научно-практической конференции
8. «Дошкольное детство: доступность и качество образования' (Москва, 14-15 мая 2013 г.)»
9.
Фамилия, имя и отчество (полностью) Латышев Олег Юрьевич
Ученая степень, звание Кандидат филологических наук
Академик МАДЮТК
Название Университета, кафедры, факультета
Место работы, должность Председатель Ростовского регионального филиала Международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова»
Адрес домашний 352520 Краснодарский край, Лабинский район, ст. вознесенская, ул. Пугачёва, д. 15 А
Почтовый адрес места работы с индексом ул.Челябинская, дом 9 Москва 105568
Телефон домашний/рабочий 8-918-443-00-43, 8-988-955-61-32.
Телефон мобильный 8-919-246-87-58, 8-911-913-02-11.
E-mail Papa888@list.ru

дети-сироты, дошкольники, дошкольное воспитание, Латышев, педагогика, школа-интернат, детский дом

Previous post Next post
Up