Саморазвитие личности путём проявления милосердия

Dec 03, 2013 08:35

Олег Юрьевич Латышев, научный руководитель Федерального эксперимента ИСМО РАО
Трудно представить себе человека, который бы проявлял милосердие, ставя перед собой задачу развития собственной личности. Скорее, милосердие - это светлый и бескорыстный порыв. Стремление же развить свои личностные качества сознательным путём проявляют многие люди, очарованные неисчислимым количеством методик, авторы которых клятвенно заверяют, что «это работает». Каждый вправе выработать к этому вопросу собственное отношение, однако милосердие так и останется милосердием - свидетельством присутствия изначального внутреннего горения, стремящегося выплеснуться наружу, чтобы обогреть и утешить отчаявшихся и обессиленных людей. А личность при этом развивается и духовно обогащается самопроизвольно, в отсутствие изначальной предопределённости. И нынешний юбиляр - первый тому пример. Наша первая встреча с академиком А.В. Суворовым состоялась в «Детском ордене милосердия», где мы занимались разработкой программы открытия точек доступа к интернету в детских домах и других сиротских учреждениях. Сейчас, спустя полтора десятилетия, этим никого невозможно удивить, но тогда интернет был для многих детдомовских воспитанников буквально светом в окне. Другого пути получить психологическую поддержку таких мощных корифеев, как сам Александр Васильевич, попросту не существовало. И, конечно же, первым, кто это понял, был он сам. И подписал письмо поддержки проекта, стал расходовать своё драгоценное время на встречи с воспитанниками детских домов, куда мы его с радостью приглашали. Первая из встреч, врезавшихся в память наиболее глубоко - в столичном театре «Эрмитаж», где осенью 2001 года проходил детский театральный фестиваль «Сказочный сад». Его участниками были детдомовцы из Краснодарского края и Ростовской области. Наш академик научил их писать у него на ладони крупные печатные буквы, смело складывать из них слова, и получилась целая серия задушевных бесед, которые помогли рассеяться многим детским тревогам, страхам, обидам и разочарованиям. В продолжение таких необычных бесед дети стали увереннее, спокойнее, в них пробудилось чувство собственного достоинства. Они стали учтиво общаться как с воспитателями, так и со сверстниками. По приглашению юных южан Александр Васильевич, от которого, прежде всего, следовало бы ожидать заботы о собственном здоровье, совершил смелый шаг. Он приехал к ним в гости в Краснодарский край, и не на традиционное Черноморское побережье, а в полные неожиданностей горы, причём одновременно с ним приехали ещё и воспитанники калужского детского дома №2 «Рощица». Здесь детям представилась возможность выработать в себе чувство ответственности не только за собственную жизнь и здоровье, что уже само по себе немало, но и за человека, который всецело доверяется им на суровых горных тропах, ничего не видя и не слыша, и надеется лишь на их внимательность и заботу. При этом никто не навязывал детям никакого пафоса - что перед ними академик, доктор наук, человек, которого давно знают на каждом континенте. Для них это была «детская вешалка», как назвали Александра Васильевича сами ребята, потому что никто не запрещал им виснуть у него на шее, плечах и руках. Это как раз тот пример, когда человек не задумывался над тем, что он проявляет человечность по отношению к брошенным детям, обделённым родительским вниманием. Что он милосерден к ним. Александр Васильевич испытывал радость от такого общения. А когда подступившие недомогания исключили частые и продолжительные встречи с детьми, не на шутку по ним заскучал. И высказал мысль, что наша общая первоначальная задумка - психологическая помощь детям посредством интернета - неспособна заменить живого общения. Безусловно, это так, и этот факт не требует никаких научных изысканий. Однако же встаёт резонный вопрос, как сделать исключение правилом? Как приблизить больших учёных в области психологии и педагогики к детям, более всего нуждающимся в результатах их могучих знаниях? И вообще, возможно ли это явление в массовом порядке? И тем более - чтобы такие учёные встречались с воспитанниками детских домов далеко за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточено наибольшее количество профильных научных организаций и учреждений? И приходишь к выводу, что только чувство милосердия может побудить столпов современной науки обратиться лицом к детям, к их прямым нуждам, конкретным, а не обобщённым в тысячестраничных научных трудах. И в отсутствие этого чувства, когда встреча происходит по какой-то чудовищной разнарядке, ни одной стороне она ничего хорошего не принесёт. Появление не расположенного к общению с ними дяди (или тёти) заставит и без того замкнутых воспитанников детского дома ещё глубже замкнуться в себе, и окончательно перестать верить в то, что где-то, хотя бы где-то очень далеко, существует спасительная сила, способная пролить радость в их души. К счастью, в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот успел побывать не только А.В. Суворов. Прекрасные впечатления у воспитанников смоленских детских домов оставила встреча с самым гибким на планете человеком, голливудским киноактёром Мухтаром Гусенгаджиевым. Пять лет назад безропотно принял на себя у вашего покорного слуги пост Папы Российской Детдомовской семьи 35-и-кратный рекордсмен Книги Гиннеса Брюс Хлебников. И регулярно оказываемое им внимание порадовало уже воспитанников детских домов не только России, но и Украины. Живое и непосредственное общение с чемпионом мира по рукопашному бою, панкратиону и боям без правил Павлом Болоянговым тоже не раз воодушевляло ребят из детских домов. На заре своей юности он даже вёл для них спортивную секцию. И это здорово. Но мы изначально говорили о внимании именно представителей науки к бедам и заботам реальных, «живых» детей. С такой окраской об этом приходится говорить уже потому, что многие учёные-педагоги, судя по их высказываниям о том, какие сейчас дети, в последний раз видели детей, когда сами были детьми. Ничем иным просто невозможно объяснить нежелание видеть и слышать объективные вещи этими так называемыми «зрячеслышащими». И не нужно бы петь дифирамбы сегодняшнему юбиляру, и лишний раз смущать его этим. Но нельзя не упомянуть хотя бы о том, какое счастливое редкое явление являет он собой в современной педагогической и психологической науке. Точнее говоря - к какой немногочисленной группе внимательных, вдумчивых, добросовестных исследователей принадлежит. И хотя личный вклад А.В. Суворова в науку не нуждается ни в каких комментариях, следует сказать, что ничуть не менее велика при этом сила его личного примера милосердного отношения к детям. Будь то его занятия с участниками «Школы взаимной человечности» и «Школы юного журналиста» для детей с физическими проблемами, других проектов «Детского ордена милосердия», - всегда налицо одно - милосердие. Которое проявляет человек, вроде бы, сам больше других нуждающийся в том, чтобы к нему относились милосердно. И от которого при прочих равных обстоятельствах ничего подобного никто не удосужился бы ждать. Многая лета юбиляру! Многая лета!

Суворов, личность, милосердие, психология, Латышев, развитие личности, саморазвитие личности

Previous post Next post
Up