СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Dec 03, 2013 08:50

Крюкова Ольга Евгениевна, педагог-психолог высшей категории КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 8-910-245-05-94. branfill@yandex.ru
Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования от интернатных учреждений РФ, кандидат филологических наук, основатель Мариинской галереи. 8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, papa888@list.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ
И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: сенсорная комната, релаксация, туризм, упражнение, экскурсионно-туристическая деятельность, воспитание, социально-психологическая адаптация, краеведение, социализация.

Аннотация: Подготовка детей-сирот к туристическим походам и краеведческим экспедициям в силу своей многоаспектности затрагивает и тему участия психологической службы образовательного учреждения для детей-сирот в повышении готовности воспитанников к таким социализирующим мероприятиям. В свою очередь, экскурсионно-туристическая деятельность создаёт качественные предпосылки для социально-психологического адаптационного процесса.

Коллектив сотрудников КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вот уже десятый год активно участвует в проведении Федерального эксперимента Российской Академии образования, затрагивающего различные аспекты социализации детей-сирот. И одним из стержнеобразующих компонентов данного процесса выступает социально-психологическая адаптация воспитанников интернатных учреждений. На данном этапе экспериментального исследования мы сделали акцент на экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности как средствах эффективной социализации детей-сирот. И здесь мы видим весомый ресурс, поскольку перевоплощение ребёнка в туриста, экскурсовода, краеведа, а то и в сказочного персонажа в процессе его участия в интерактивной игре, по мнению С.Г. Якобсон, большое подспорье в этическом развитии детей . Психологическая служба в образовательном учреждении может способствовать культивированию условий для формирования у воспитанников жажды познания, формирования представлений об элементах реальной действительности, не находящих прямого подтверждения в их повседневной жизни. Например, экзотика восточного мира, льющаяся со страниц «Тысячи и одной ночи», находит подтверждение скорее в содержании художественных и научно-просветительских фильмов о странах востока, нежели в каждодневной практике знакомства с окружающим миром для воспитанников интерната в средней полосе России. И стремление психологической службы интерната обогатить эмоциональные и культурные представления воспитанников опирается на совершенно конкретный звуковой и зрительный ряд, требующий, однако же, от участников занятий мобилизации воображения¸ готовности принимать условия игры, которую разрабатывает, организует и проводит психолог. При этом собственно информативный ряд, несущий на себе среди прочего ещё и познавательную функцию, главным образом реализует задачу психологического инструментария. Она состоит, прежде всего, в том, что воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению, например, в туристическом походе. Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений. И тогда, когда начнутся практические пробы в направлении туризма и краеведения, юным участникам психологических занятий станет легче находить понимание среди участников похода, с руководителями туристической группы, краеведческого кружка и т.д. И их собственное участие в туристско-краеведческих мероприятиях также станет носить средообразующий характер. Ибо среда информационная будет поступательно формироваться с их участием пропорционально среде комфортного общения, необходимого для качественного информационного обмена. Большую роль в организации означенной деятельности играет сенсорная комната интернатного учреждения. На её базе можно проводить последовательность занятий, способных сыграть определяющую роль в процессе социально-психологической адаптации воспитанников. Одним из видов таких занятий являются тематические игры-релаксации, один из примеров которой позвольте Вам и привести. Это игра-релаксация «Мир Востока», включённая в систему занятий по программе «Профилактика и коррекция психосоматических расстройств у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста». Данная программа была сертифицирована на конкурсе реабилитационных программ в Санкт-Петербурге и используется нами с 2006 года. Для подготовки игры были использованы Korg Music Workstation, а также программные средства Microsoft Office и Cakewalk.

В ней участвуют дети-сироты 10-12 лет. Для работы с ними хорошо подходит сюжетно-ролевая игра, предыстория которой име6ет тесную связь с воображением ребёнка . Для них Казенное образовательное учреждение Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» издавна располагает хорошо оборудованной сенсорной комнатой, где на протяжении многих лет и проходила апробация релаксационных занятий.
Основная методика работы психолога высшей категории Ольги Евгениевны Крюковой на оборудовании Сенсорной комнаты - терапия образами. По представлению И. Ялома, групповая психотерапия способствует развитию социальных навыков . Наиболее актуальным нам представляется использование авторской релаксационной музыки, которая вот уже на протяжении десяти лет эффективно применяется нами на занятиях в Сенсорной комнате. Автор, исполнитель, аранжировщик музыкальных произведений, - Олег Юрьевич Латышев. На фоне общей релаксации (расслабления организма) проводится постепенное «погружение» в заданный образ, где ребенок, находящийся в интернатном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность прожить и проработать свою психологическую травму, стрессовую ситуацию. Целью занятия является развитие рефлексивного мышления, обучение способам расслабления, закрепление установки на вербализацию эмоциональных переживаний у подростков. На занятии идёт формирование чувства безопасности, защищенности. Знакомство и закрепление «позы покоя», установление собственного ведущего канала восприятия участниками в ходе занятия (визуальный, аудиальный, тактильный, обонятельный) на оборудовании Сенсорной комнаты, снятие нервного возбуждения и тревоги. Исходя из специфики обучения и воспитания в школе-интернате преимущественно в группах, у воспитанника появляется возможность индивидуальной камерной работы в Сенсорной комнате. Это является ключевым моментом в формировании мотивации. Исходя из этого прогнозируется улучшение эмоционального состояния, снижение беспокойства и агрессивности у воспитанников. Также для нас важна сформированность умения анализировать собственное состояние и вербализовать его. Каждое упражнение предполагает получение обратной связи от участников игры-релаксации.
Для проведения игры-релаксации требуются следующие материалы: листы писчей бумаги формата А4 по количеству участников, цветные карандаши, магнитофон с релаксационной музыкой, песочные часы, оборудование сенсорной комнаты (волшебная нить (визуальный тренажер восприятия), пузырьковая колонна, сенсорная тропа для ног, массажные мячи разного диаметра, подушки и кресла-трансформеры с мягкими гранулами, панно «Бесконечность», зеркальное панно, прибор динамической заливки света). Игра - релаксация состоит из вводной части и последовательности из шести упражнений.
Ход занятия.
Дети подходят к помещению. Приглашаю их войти на занятие:
« Проходите, проходите.
Стоп! Улыбку захватите.
Без улыбки - извините…
Вход сегодня воспрещен.
Друзья! Хочу пригласить вас сегодня в восточное путешествие, давайте окунемся в таинственный мир сказки, тайны, мечты. Можете сегодня отдохнуть, расслабиться и даже взглянуть в будущее.
Упражнение 1. «Атмосфера Востока».
Участники занятия заходят в Сенсорную комнату. Звучит музыка (мелодия №1). Царит полумрак. Включен прибор динамической заливки света. Предлагаем участникам осмотреть все вокруг.
Ребята! На Востоке большое внимание уделяется красоте, гармонии окружающего мира. Люди стараются украсить все вокруг для того, чтобы жизнь всегда была гармоничной. Давайте будем представлять. Посмотрите на эту «волшебную нить». Она мерцает, переливается различными огоньками. Она как цепочка ярких и приятных моментов нашей жизни, которые были у вас и еще обязательно будут. А картина под ней (Панно «Бесконечность») говорит, что на смену плохому обязательно придет хорошее. Обратите внимание на таинственный сосуд в углу комнаты Это пузырьковая колонна - символ добра. Бусинки-пузырьки похожи на добрые поступки. Проследите за их дорогой, и вы увидите, что, если вы дарите людям добро, оно обязательно к вам возвратится. А вот и зазвучала музыка (мелодия№2).
Упражнение №2 «Душа движения».
На Востоке люди ценят не только красоту лица, но и красоту движения. Особенно привлекает грация. Сейчас вы почувствуете грацию движения. Вот и горная тропинка (сенсорная тропа). Пройдите ее так, как вы чувствуете (массаж стоп при соприкосновении с разными наполнителями напольных валиков). Затем предлагаем удобнее расположиться в креслах по периметру Сенсорной комнаты. А знаете, ребята? В восточном мире ценится неповторимость каждого человека, его уникальность.
Упражнение №3 «Тайна имени». (Мелодия №3).
Мы говорим об имени. Оно предсказывает судьбу и всегда что-то означает. Выберите себе любое имя и расскажите, каким должен быть ваш путь в будущее. (Предлагаются на большом подносе бумажные сердечки с восточными именами). Часы у нас будут песочными. (ориентируемся на песочные часы). Спасибо!
Упражнение №4 «Четки». (Мелодия №4).
А теперь предлагаем немного отдохнуть. На Востоке перебирают четки. Ценится спокойствие, которое появляется во время перебирания чёток, и здоровый дух. Вот и вам четки (набор массажных мячиков разного диаметра). Соберите все плохое. Отдайте неприятности, неудачи, ссоры. Когда человек спокоен - он может преодолеть все препятствия.
Упражнение№5 «Встреча с мудрецом». (Мелодия №5).
А теперь сядьте удобнее. Слышите шум воды? (включен цветомузыкальный фонтан). Кто из вас думает о том, какой будет его жизнь через 10-15 лет? Разумеется, никто не может предугадать свою дальнейшую жизнь. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются. Сейчас вы закроете глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Ваши руки совершенно спокойно лежат слегка согнутыми вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает.…Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по маленькой улочке. Слева и справа стоят старинные красивые дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал хорошее будущее, и у них появились силы сделать свою жизнь прекрасной. Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбный старик. В его кабинете много стеллажей со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный хрустальный шар. На его диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит:
- Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее о твоем будущем… После этих слов вы засыпаете и смотрите свой сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Потратьте немного времени, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать фразы: «Ты замечательный…», «мы тебя любим…..», «у тебя получится…..». Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон (минутная пауза). Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Старик провожает вас до дверей. Вы снова идете по улочке и возвращаетесь сюда… Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи.
Упражнение №6 «Анализ впечатлений». (Мелодия №6).
Мы возвращаемся в настоящее время. Давайте взглянем друг на друга, на меня, на пространство вокруг. Теперь давайте поделимся своими впечатлениями. Что удалось представить, что вызвало затруднение? Передайте свои мысли, мечты во время сна. Какое настроение у вас сейчас?
Большое спасибо всем! Все получают чистый лист, где можно изобразить все, что хочется о своем сне.
И, конечно, на Востоке немыслимо без чая. Наше занятие окончено, приглашаю всех в чайхану!
Домашнее задание по окончании игры-релаксации предполагает зарисовку эмоциональных образов, полученных в ходе упражнения по релаксацию.
Игры других видов предусматривают не только релаксацию, и даже не столько её, сколько мобилизацию широкого круга возможностей ребёнка и нацеливания его на достижение новых высот в развитии. Так, мобилизационный характер носит, среди прочего, разработанная нами в 1993-м году, когда только образовалась Российская Детдомовская семья, игра «Банк коллекций». В отличие от выше приведённой игры-релаксации, игра «Банк коллекций» рассчитана на реализацию традиции открытого проекта, то есть не предусматривает ограничений продолжительности, а ограничивается лишь подведением промежуточных итогов. Эта игра создана в поддержку стремления ребёнка к познанию мира, развитию его навыков коммуникации через экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность, бережливости, систематизации, упорядочению постепенно всех сфер собственной жизнедеятельности и помощи сверстникам в осуществлении выше перечисленного. Многолетний опыт проведения игры в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах и приютах для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в равной мере показал свою достаточно высокую эффективность. В проведении этой игры задействованы педагоги и воспитанники интернатных учреждений Краснодарского края, Астраханской, Воронежской, Калужской, Ростовской, Самарской, Челябинской и других областей Российской Федерации. Автор-ведущий игры, О.Ю. Латышев, уже двадцатый год ведёт работу по восполнению расходных материалов, требующихся для проведения игры. Это почтовые маркированные конверты, конверты первого дня и картмаксимумы, конверты и карточки с оригинальной маркой, целые вещи в филателии, специальные гашения, почтовые марки, значки, монеты, боны, карманные календари, открытки, книжные закладки и другие предметы традиционных сфер коллекционерской деятельности. Иллюстративной стороной выше указанных предметов коллекционирования являются виды городов и природы, портреты деятелей культуры, науки, образования, с именами которых так или иначе связана история городов и сёл, являющаяся предметом исследования юных туристов и краеведов. В этих ролях, а также юных экскурсоводов, психологов, журналистов, библиографов, археологов и т.д. и выступают воспитанники интернатных учреждений, участвующих в экспериментальной деятельности. Перед каждым визитом в интернатное учреждение ведущий готовит новую серию конвертов, где помещено по пять предметов коллекционирования в каждом. например, набор может включать марку, монету, календарь, открытку и спичечную этикетку. В другом подобном конверте может находиться значок, бона, книжная закладка, слайд и картмаксимум. Возможны и другие перекрёстные сочетания. Каждый конверт тщательно заклеивается таким образом, чтобы воспитанники до получения конвертов не имели возможности ознакомиться с их содержимым. При встрече ведущего игры с воспитанниками каждый участник выбирает себе конверт, открывает его, знакомится с содержащимися в нём предметами коллекционирования, выражает эмоции, возникающие у него при встрече с будущими экспонатами своих личных коллекций. Делится ассоциациями, которые вызывают у него осмотр и тактильное знакомство с предметами, появляющимися из конверта. Задаёт вопросы ведущему, присутствующему рядом учителю или воспитателю, одноклассникам или товарищам по интернатной группе. В ряде случаев воспитанники сразу же становятся авторами рассказов, содержание которых продиктовано встреченными в конвертах коллекционными экспонатами. Зрительные, аудиальные, кинестетические, осязательные и иногда - даже обонятельные ассоциативные ряды бывают неожиданно широко варьированы. И действительно, легко ли было предугадать, что почтовая марка с изображением земляники при изготовлении на Пермской фабрике Гознака будет пропитана ароматическими веществами, синтезирующими земляничный аромат? А марка из соседнего конверта с новогодним сюжетом напечатана на «бархатной» бумаге, тактильно ассоциирующейся со снежными сугробами, неожиданно тёплыми, вызывающими ощущение уюта даже в суровые зимние холода… Задача воспитанника многоступенчата. В первую очередь, его задача - доказать самому себе, сверстникам, воспитателю и ведущему игры, что он умеет бережно хранить подарки. Тем более - те, которые вызвали у него эмоциональный подъём, а иногда - и обострили жажду познания окружающего мира. Далее каждый желающий может рассказать ведущему, что означают иллюстрации, украшающие хранящиеся в конверте предметы. Если рассказ покажется ведущему ярким, самобытным, достойным всеобщего внимания, он предлагает воспитаннику сделать своё повествование достоянием общества. Сначала - в группе или классе, а затем - и для всех воспитанников интернатного учреждения. Встречаются воспитанники, для которых эмоционально окрашенная речь - пока ещё - только желанная перспектива. И богатый интересными фактами и формой уместной их подачи рассказ об увиденном - также удел будущего. Но в случае, если воспитанник испытывает желание поделиться с окружающими своими впечатлениями, ведущий оказывает ему посильную помощь. Во-первых, делится собственными знаниями о затронутом предмете, во-вторых - предлагает группе, включая учителя или воспитателя, подключиться к обсуждению. В-третьих, если и при этом у воспитанника остаётся желание пополнить свой багаж знаний, он адресуется к библиотекарю интернатного учреждения, школы, в которой учится, если она не входит в состав учреждения, к руководителю кружка, секции, клуба, студии и т.д., способного удовлетворить проявленный интерес. Наконец, когда рассказ готов и способен впечатлить собравшуюся его послушать публику, рассказчику даётся «зелёный свет». На интернатной доске объявлений помещается приглашение всех желающих соприсутствовать на презентации темы, выбранной юным докладчиком. Если в 1990-е годы ведущий и его соратники по игре «Банк коллекций» помогали проиллюстрировать рассказ воспитанника вырезками из журналов, газет, тематическими плакатами и листовками, то в 2000-е им на смену постепенно стал приходить монитор персонального компьютера. Докладчик и его помощники готовили презентацию в программе «Power point» по теме выступления, делали видеозарисовки, а иногда - и полнометражные научно-популярные фильмы, если подготовка к докладу становилась ещё и преддверием участия докладчика или интернатного учреждения в целом в конкурсе или фестивале, тематике которого соответствовала тема подготовленного доклада. И, наконец, в 2010-е годы мы вошли с аудиторией больших залов - актовых, спортивных, дискотечных, поскольку теперь уже располагали интерактивными досками, медиа-проекторами и экранами, звукорежиссёрскими пультами, многофункциональными музыкальными центрами, а также мощными колонками, способными донести содержание доклада даже до зрителей, сидящих на пятидесятом ряду. Так от скромного конвертика, подчас исписанного мелким неровным почерком адресанта, в ходе развития игры мы перешли к серии полнометражных медиа-представлений, презентаций, концертов. Наряду с этим совершенствовалась и многоступенчатая система поощрения участников игры. Каждая встреча (в среднем - раз в квартал) могла принести наиболее целеустремлённым воспитанником чётко ранжированную цепочку призов. На данный момент система поощрений выглядит следующим образом:
1 конверт - на память, по случаю очередной встречи.
2 конверт - за сохранность предыдущего подарка.
3 конверт - за приумножение коллекции.
4 конверт - за яркий, динамичный, связный рассказ о предметах коллекционирования, встретившихся в конверте, ведущему.
5 конверт - за выступление с докладом по теме коллекционирования перед классом или группой.
6 конверт - за выступление перед коллективом интернатного учреждения.
7 конверт - за выступление, предусматривающее выход за стены учреждения - в отдельно находящейся школе, клубе, дворце культуры.
8 конверт - за выступление во время туристической поездки или краеведческой экспедиции в другой город или страну. Такие прецеденты также существуют.
Оговоримся, что дополнительными звеньями системы поощрений на пятой - восьмой ступенях выступают уже не только постоянно добавляемые в коллекцию докладчика новые экспонаты, но и предметы, позволяющие организовать правильное, бережное их хранение и возможность демонстрации на различных ступенях повествования. Это могут быть альбомы для марок или кляссеры, выставочные листы для филателистических экспозиций, лупы и пинцеты, зубцемеры, литература по теме коллекционирования, доступ к образовательным сайтам, если в интернатном учреждении ещё не стало традицией предоставлять его всем воспитанникам без исключения. Список могут продолжить альбомы для карманных календарей, бон, монет, спичечных этикеток, открыток, закладок, фотоальбомы и другие держатели коллекций в зависимости от сферы предпочтения их коллекционером и докладчиком. Совершенно естественным было бы предположить, что количество воспитанников, достигающих всё более высоких ступеней, уменьшается пропорционально высоте ступени. В различных учреждениях можно встретить немало воспитанников, не желающих беречь подаренное. За 19 лет, на протяжении которых ведётся эта игра, двое воспитанников в различных городах, незнакомые друг с другом, демонстративно порвали конверты и выбросили их вместе с содержимым в мусорное ведро. Однако это не стало побуждающим мотивом для ведущего игры, чтобы в следующий приезд уже не дарить таким воспитанникам новые конверты. И они нашли в своих душах искорки благодарности за оказанное им внимание, больше не повторяя подобных поступков. В свою очередь, несколько воспитанников, независимо друг от друга, передали свои конверты братьям и сёстрам, товарищам и подругам, проявившим к теме коллекционирования больший интерес, чем они сами. Конечно, было бы наивно полагать, что каждый воспитанник, выбравший себе конверт, или даже попросивший второй у товарища по группе, сохранил полученное в неприкосновенности до следующей встречи с ведущим. И тем ценнее было услышать от выпускников этих учреждений, что они до сих пор хранят конверты, полученные 5, 10, а то и 15 лет назад. Конечно, таких - единицы среди тысяч, получавших микропрезенты в конвертах. Но и в этих отдельных примерах мы готовы видеть плоды социально-психологической адаптации, формирования знаний, умений, навыков, которые прямо или косвенно помогают выпускникам и нынешним воспитанникам в повседневной жизни. Стоит заметить, что приведённые в данной работе примеры игр являются далеко не единичными в нашей обоюдной практике. И в общеигровой инструментовке они в ряде случаев могли и не занимать главенствующих позиций. Но в наших дальнейших работах мы надеемся рассказать и о других играх - социально-психологических, социально-экономических и т.д., существенно расширивших как горизонты познания воспитанников, так и позволивших, среди всего прочего, занять достойные их места под солнцем современной жизни. Лишь в совокупности они могут в некоторой мере претендовать на определённую полноту системы воздействий, которые за годы своего становления получит социально неадаптированная личность воспитанника средствами игровой терапии. Мы далеки от ощущения, что наше повествование носит хоть сколько-нибудь стройный, исчерпывающий характер, полностью вписывающийся в удобную для Вас логику миропонимания. И мы готовы принять к рассмотрению Ваши вопросы и замечания, предложения и пожелания, а также сотрудничать в плане развития системы адаптации детей-сирот в социуме, столь тесно связанной с темами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности, понимаемыми нами как средства социализации, и конкретно - социально-психологической адаптации выбранной здесь целевой аудитории.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Гарбузов В.Н. К проблеме лечения психосоматических состояний у детей. Л., 1985. с.245.
2. Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. М.: ИСМО РАО, 2010.
3. Добрович Л.Б. Проблема бессознательного в связи с вопросами психосоматических нарушений. Т., 1992., с.114
4. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма. - М.: Новое знание, 2008. - 632 с.
5. Караваева Е.В. Психологическая работа с детьми в Сенсорной комнате: формы и методы// «Снузлин». - М.: ООО Фирма «Вариант»,2001.
6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М., 1996. - С. 81 - 86.
7. Михайлов А.Н. Методические рекомендации по работе в сенсорных условиях. сб., Снузлин., М., 2001,с
8. Платонова О. В.. Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики. Из опыта работы Русского музея/М-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», - СПб.:2010. - 224 с.
9. Сущенко Е.Н. Социокультурный потенциал сферы туризма//Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 8 (92) .
10. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
11. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
12. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.

социализация, Латышев, саморазвитие личности, социальное самоопределение, Крюкова, социально незащищённые дети, самореализация, психология, самостоятельность, туристско-краеведческая деятельность

Previous post Next post
Up