Быт. Или - не быт?

Jun 01, 2009 21:53


Навеяно отчасти недавним постом Тани http://greenbat.livejournal.com/346668.html - ознакомьтесь немедленно все, кто пропустил.

"В один погожий летний день мы вышли со двора."  Завелись и поехали в технический музей в Шпаере. Об основной части нашего маршрута я ещё песню спою и сказку расскажу, а пока о приятном удивлении, ждавшем нас под конец.

В трёхсполовинойэтажном особняке с высоким крыльцом прямо на второй этаж мрамор соседствует с линолеумом, толстыми коврами и крупным паркетом. Скрипучие полы в узких коридорах, при этом такие монументальные перила на лестнице, что хоть двухполосное движение для желающих съехать по перилам открывай. Памятник архитектуры. Табличка на стене извиняющимся тоном предупреждает посетителей, что это здание не всегда и не везде отапливается именно потому, что за зданием следят.

Впрочем, глядя на экспонаты и на их состояние, очень легко согласиться на любые причуды музейных истопников.
Оторопь берёт от коллекции шарманок, их внуков и племянников по механической линии. Согласно пояснительной записке, "все, кто желал что-либо из себя представлять в конце XIX века, стремились приобрести новейшую модель...". Богатые дети бедных шарманок имели размер крупного серванта, многие гордились электрическим приводом, а разнообразию музыкальной начинки не было предела.


 
 
 


Как положено в богеме, в ходу были ультрамодерновые псевдонимы - фонолист, оркестрион, симфонион. Второй слева, кажется, назывался виолинофоном и нёс то ли шесть, то ли восемь скрипок, наряду с пианино. К каждой струне каждой скрипки прицеплен крючок, приводимый в движение согласно коду на рулоне. Вообще, уровень программирования музыки средствами сто- и более летней давности в этом музее представлен очень подробно. От игольчатых валов типа колодезного и крупных стальных дисков (симфонион на фото 3) до перфокарт и перфорулонов (см. фонотеку на заднем плане фото 4). Некоторые модели этих музыкальных комодов можно запускать в действие монеткой, и тогда раздаётся громкая, вполне полифоническая бравурная музычка, почти не нарушаемая вздохами мехов и шорохом кожаных ремней в машинном отделении этого монстра. Народ, столпившийся вокруг, сам начинает притопывать да прихлопывать, явно радуясь за своих прадедов.

Из прочей домашней утвари в большом количестве представлены часы, включая целый коридор шварцвальдовских часов в кукушкой. Это мы знаем их как "с кукушкой", а на самом деле их много всяких разных. Это примерно как Вайль и Генис писали, что изо всех блюд с участием сыра советскому человеку известно прежде всего одно - бутерброд с сыром. Так же и часы с кукушкой.


 
 


А кроме того экспозиция полна одежды, совершенно непохожей на "готовое платье" из соответствующих магазинов для нижних чинов. Также много шляпок и украшений, которые скромным блеском и классической шлифовкой камней упорно наводят на мысль об их колониальном происхождении.

Коллекции кукол, оружия, униформы, моделей локомотивов мы, к сожалению, так и не увидели, потому что на это сил не было уже никаких.




Авось снова как-нибудь туда попадём.
Previous post Next post
Up