кантата Пахмутовой

Sep 17, 2021 12:47

Композитор Александра Николаевна Пахмутова сочинила первые мелодии в три года, в пять лет написала пьесу для фортепиано. Исключительно талантливый ребёнок, "Аля" (ссылка на ютюб с 3-минутным фильмом о юном даровании). Далее ЦМШ, Московская консерватория и много-много песен. В том числе в соавторстве с мужем, поэтом Добронравовым.

Песня "И вновь продолжается бой" (в) создана по всем правилам для солиста, хора и оркестра. В ней можно найти те приёмы, которые используются в церковных песнопениях. Не буду разбирать её по косточкам (иногда это снимает очарование), просто стоит попробовать слушать "сквозь слова", чисто музыку. Условно назвал её "кантатой", даже можно назвать "торжественной кантатой ми-бемоль мажор", но также можно назвать эту музыку и "ораторией", она весьма драматична (опять же - только музыка, о драматизме текста - отдельно).

Возьму только один момент для примера. В припеве есть слова "и вновь продолжается бой", восемь слогов на восемь нот. Солист поёт так: соль ля-бемоль (на полтона вверх) и пять нот подряд вниз как по ступенькам через тон/полутон: фа, ми-бемоль, ре, до, си. Последний слог снова на до. Итак, прыг с верхней ля-бемоль вниз на три полутона и по ступенькам. А как поёт хор? Первые две ноты так же: соль ля-бемоль. И вдруг огромный скачок вверх на девять полутонов! Тоже фа, но фа второй октавы! Между солистом и хором на слоге "про" целая октава. Этот скачок прямо физически ощущается как взлёт. Далее вниз от фа второй по тому же рисунку ми-бемоль, ре, до, си. Октава сохраняется всю фразу.

Но это ещё не всё. Хор многоголосный. Что делает вторая половина хора? Она поёт "про-дол-жа-ет-ся" так: ля-бемоль, соль, фа, ми-бемоль, ре. То есть, ля-бемоль повторяется (одна до "скачка" и вторая после: когда солист и пол-хора поют свои фа), а затем снова соль - тем самым возникает не только зеркальное отражение (соль ля-бемоль ля-бемоль соль), но и "задержка по фазе", потому что дальше то же  фа, ми-бемоль, ре  - но со сдвигом на две ноты. Получается фа, ми-бемоль, ре солист и пол-хора поют на "про-дол-жа-", а вторые пол-хора  их поют на "-жа-ет-ся". Красивый геометрический рисунок и звучит великолепно. Длительности нот совпадают - четвертные и восьмушки у всех на одних и тех же местах. Следующие 8 нот - то же самое: 2 ноты вместе, остальные врозь.



Стрелкой отметил момент разведения на три голоса.

***

Теперь надо послушать как это звучит. БДХ в 1975 году великолепно исполнил (есть записи с Лещенко, но мне чисто детскими голосами кажется исполнение удачнее).

0:23 - один раз спели припев все вместе, на 0:45 подпевка "а-а-а"
1:01 - скачок! на 1:23 подпевка "а-а-а"
1:40 - ещё раз скачок, подпевки нет
2:18 - и ещё скачок, подпевки снова нет
2:38-2:53 инструментальный фрагмент, все голоса отдыхают
2:54 - последний раз скачок в начале припева
с 3:21 и до конца "а-а-а" все вместе

image Click to view

культура, информация, язык, образование, бой, техника, гармония, творчество, общество, стержень, моделирование

Previous post Next post
Up