арфа Моцарта

Sep 16, 2021 11:56

Единственный концерт Моцарта для арфы, а также один из его двух "двойных" концертов (когда с оркестром выступает не один, а два солиста). В концерте до мажор (К299/297с, написан в 1778 году во время пребывания в Париже) солируют флейта и арфа. В ролике ниже видно: арфа выдвинута вперёд, флейтистка стоит рядом с ней, камерный оркестр струнных (два десятка скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов), маленькая группа духовых (гобои и валторны) на заднем плане у самых пилястр, и рояли в углах зачехлены.

Попутно замечу, что бывают и "тройные" концерты - для трёх солирующих инструментов. У Моцарта такой тоже есть, для трёх фортепиано с оркестром (K242). Вообще, "тройные", "четверные" и т.д. концерты рассматриваются как "экзотические уклонения"(в) от традиционных концертов с одним, реже двумя солистами. Среди 15 клавирных концертов Баха, например, можно насчитать 3 двойных, 2 тройных, 1 четверной (и есть ещё один баховский тройной концерт для клавира, скрипки, флейты с оркестром). Пишутся обычно под конкретных исполнителей, так моцартовский K242 написан для графини Лодрон и двух её дочерей - они все играли на фортепиано.

Двойной концерт Моцарта для флейты и арфы с камерным оркестром тоже написан для конкретных исполнителей: герцога де Гин и его дочери Мари. Адриен Луи де Боньер, он же герцог де Гин (до 1776 года - граф де Гин), играл на флейте, а его дочь на арфе. Игру герцога Моцарт в письме к отцу называет unvergleichlich (несравненной), а игру дочери magnifique (великолепной). Говорят, что герцог не заплатил Моцарту за концерт (w). Денежные отношения между ними складывались непростые, так за уроки дочери по композиции герцогом было предложено вдвое меньше ожидаемого, и предложение было отклонено Моцартом. Видимо, всё-таки договорились, поскольку Моцарт обучал Мари. Правда, из того же письма Моцарта отцу видно, что она не верит в свои силы, а её папа настаивает.

image Click to view


29 минут лёгкой как шампанское моцартовской музыки

Большую часть довольно длинного анданте оркестр отдыхает, с 13:30 солирует арфа (на 17:00-17:10 интересная техника "похлопывания", даёт почти гитарный звук), на 17:55-18:10 флейтистка смотрит в ноты, а арфистка смотрит на флейтистку; на 18:32 флейтистка переводит взгляд на дирижёра, и на 18:37 на дирижёра смотрят обе солистки (прямая ссылка на начало медленной части).

Первая и третья части, обе аллегро, в сонатной форме (третья соната-рондо). В первой части две темы, вторая вводится валторной (0:48). Завершается концерт тремя мощными до-мажорными аккордами, все вместе (tutti!).

культура, экономика, техника, гармония

Previous post Next post
Up