Первая глава состоит из благодарностей прадеду, деду, матери, отцу, учителям, богам и всем-всем. Почти "Три кольца - премудрым эльфам..." - только наоборот, от премудрых и от нетщеславных, щедрых и спокойных.
***
От отца нестроптивость, неколебимое пребывание в том, что было обдумано и решено; нетщеславие в отношении так называемых почестей; трудолюбие и выносливость; выслушивание тех, кто может предложить что-либо на общую пользу, и неуклонность при воздаянии каждому по его достоинству, умение, когда нужно, напрячься или расслабиться;
Далее идут сплошные афоризмы о жизни и смерти, о тщеславии, о стойкости, даже о коллективизме. Их много - я привёл первые попавшиеся. Порядок глав ("книг") не столь важен, написаны они в разных местах и в разное время. Возможно, они покажутся сегодня наивными и кому-то банальными, но не следут забывать, что написаны они очень давно - после греков, но до Монтеня, Макиавелли, Спинозы и других мудрецов. Датируют эти записи II в. н.э. (Мои комментарии ниже курсивом.)
***
Поступать во всем, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.
...кому безразлично, созерцать ли мир большее или меньшее время, тому не страшна и смерть
***
[ещё афоризмов в студию!]Против тщеславия еще и то помогает, что уж не можешь сказать, будто прожил как философ всю жизнь или хоть с юности -- нет, и людям, и тебе самому явственно, что далек ты от философии.
Душа человека глумится над собой более всего, когда он начинает, насколько это в его силах, отрываться и как бы нарывать на мировом теле, потому что негодовать на что-либо значит отрываться от природы, которой крепко держится природа всякой другой части.
"Нарывать" - очень образно сказано. Спасибо переводчику Гаврилову (текст перевода: ссылка на lib.ru, там он назван "Размышления" - т.к. цитирую по этому изданию, то у меня сокращение будет РМА = Размышления Марка Аврелия).
***
Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах.
Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.
Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, - и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! -- Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Неужели то несчастье больше этого счастья?
Видел как-то "мотиватор": картинка со скалой и разбивающимися волнами. Нет под рукой, а то бы вставил здесь.
***
Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.
Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если будешь всегда его откапывать.
Гляди внутрь; пусть в любом деле не ускользнет от тебя ни собственное его качество, ни ценность.
Как говорил позже Козьма Прутков: "Смотри в корень!" или "Зри в корень!"
***
Несправедливый нечестив. Потому что раз природа целого устроила разумные существа друг ради друга, чтобы они были в помощь друг другу сообразно своему достоинству и никоим образом друг другу не во вред, то всякий преступающий ее волю нечестив, понятно, перед природой, старшим из божеств.