содержание [РМА]

Sep 01, 2021 08:58

прошлый раз было о названии издания труда Марка Аврелия: "Мысли", "Размышления", "Медитации" (Meditations), "К самому себе", "Наедине с собой" и т.д.

Однако:

По всей видимости, император не предназначал личный моралистический дневник для публикации. Его занимают преимущественно проблемы долга и смерти. Раз за разом он напоминает себе о необходимости не поддаваться ненависти или гневу, несмотря на подлые поступки и промахи окружающих. (в)

Первая глава состоит из благодарностей прадеду, деду, матери, отцу, учителям, богам и всем-всем. Почти "Три кольца - премудрым эльфам..." - только наоборот, от премудрых и от нетщеславных, щедрых и спокойных.

***

От отца нестроптивость, неколебимое пребывание в том, что было обдумано и решено; нетщеславие в отношении так называемых почестей; трудолюбие и выносливость; выслушивание тех, кто может предложить что-либо на общую пользу, и неуклонность при воздаянии каждому по его достоинству, умение, когда нужно, напрячься или расслабиться;

Далее идут сплошные афоризмы о жизни и смерти, о тщеславии, о стойкости, даже о коллективизме. Их много - я привёл первые попавшиеся. Порядок глав ("книг") не столь важен, написаны они в разных местах и в разное время. Возможно, они покажутся сегодня наивными и кому-то банальными, но не следут забывать, что написаны они очень давно - после греков, но до Монтеня, Макиавелли, Спинозы и других мудрецов. Датируют эти записи II в. н.э. (Мои комментарии ниже курсивом.)

***

Поступать во всем, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.

...кому безразлично, созерцать ли мир большее или меньшее время, тому не страшна и смерть

***

[ещё афоризмов в студию!]Против тщеславия еще и то помогает, что уж не можешь сказать, будто прожил как философ всю жизнь или хоть с юности -- нет, и людям, и тебе самому явственно, что далек ты от философии.

Душа человека глумится над собой более всего, когда он начинает, насколько это в его силах, отрываться и как бы нарывать на мировом теле, потому что негодовать на что-либо значит отрываться от природы, которой крепко держится природа всякой другой части.

"Нарывать" - очень образно сказано. Спасибо переводчику Гаврилову (текст перевода: ссылка на lib.ru, там он назван "Размышления" - т.к. цитирую по этому изданию, то у меня сокращение будет РМА = Размышления Марка Аврелия).

***

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах
и завесах.

Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, - и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! -- Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Неужели то несчастье больше этого счастья?

Видел как-то "мотиватор": картинка со скалой и разбивающимися волнами. Нет под рукой, а то бы вставил здесь.

***

Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.

Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если будешь всегда его откапывать.

Гляди внутрь; пусть в любом деле не ускользнет от тебя ни собственное его качество, ни ценность.

Как говорил позже Козьма Прутков: "Смотри в корень!" или "Зри в корень!"

***


Несправедливый нечестив. Потому что раз природа целого устроила разумные существа друг ради друга, чтобы они были в помощь друг другу сообразно своему достоинству и никоим образом друг другу не во вред, то всякий преступающий ее волю нечестив, понятно, перед природой, старшим из божеств.

Что улью не полезно, то пчеле не на пользу.

культура, информация, стратегия, образование, политика, гармония, творчество, общество, стержень, война, смерть, инстинкт, тактика

Previous post Next post
Up