Раньше я недооценивал корейское кино, а зря. "Жажда" - глубокий, яркий и честный фильм о страсти, жажде жизни, человеческих пороках и душе. Вы должны его посмотреть!
Страна: Корея Южная
Режиссер: Пак Чхан-ук (Олдбой)
Актеры: Сон Кан-хо, Ким Ок-пин, Щин Ха-гюн, Пак Ин-хван, О Даль-су
Сюжет: Уважаемый и любимый прихожанами священник добровольно участвует в испытании экспериментальной вакцины от смертельной болезни. В результате он заболевает, умирает, а потом оживает. Вскоре у священника улучшается зрение, и появляются интересные навыки - умение летать и быстро восстанавливаться. А также непреодолимое желание пить человеческую кровь.
Внешняя фабула фильма очень проста - священник стал вампиром, из-за чего отказался от сана и пустился во все тяжкие. Но вообще-то это кино совсем не про вампиров. Это фильм про то, что главная жажда в жизни человека - жажда страсти. Она окрыляет человека, но она же и сжигает до тла.
"Жажда" переполнена символами, аллюзиями, размышлениями, - обо всём на свете. О чувственности и предательстве, малодушии и самопожертвовании, грехе и чистоте, сомнениях и смирении. Я не могу вспомнить ни одного другого фильма (кроме разве что работ Линча и "Мертвеца"), который хочется так же разобрать на маленькие кусочки, исследовать под микроскопом вдоль и поперек. И дело не только в сюжете и символах, дело и в визуальной красоте. Сцены поставлены очень тщательно и очень точно, многие кадры так полноценны, что не нужны слова, чтобы понять происходящее. "Жажда" - это настоящее искусство, но вместе с тем и мастерство. Именно таким и должно быть настоящее, эталонное кино - зрелищем, которое содержит в себе всё, что нужно любому зрителю.
Впрочем, надо отметить, что режиссер Пак не создавал фильм с нуля, - он представил своё прочтение романа Золя "Тереза Ракен". Я не люблю Золя, так что не знаю, как там у него с деталями, и какие символы Пак взял у Золя, а какие внес сам. В любом случае символы эти очевидны и прекрасны.
Фильм начинается с рассказа умирающего о бисквите. Странный, дурацкий рассказ о том, как когда-то мужчина помог двум голодным девочкам, отдав им свой бисквит. Зачем нужна была эта сцена? Только ли для того, чтобы потом оправдать вампира?
Умирающий мужчина - первый жаждущий в этой истории, и он же - символ жертвы. Жертвой и смертью всё началось, и ей же и закончилось. Круг замыкается, как и в жизни. Какой-то неизвестный человек, какая-то глупая история про бисквит, но это так чертовски сильно, что аж сердце щемит. Как они это делают? Как можно было додуматься до таких ходов, диалогов, рассказов? Я не знаю. А ведь потом еще будет история доктора, который всего лишь на минуту смалодушничал, а теперь жалеет об этом месяцы. У каждого своя жажда. Разве что малохольный сынок с его мамашей не испытывают жажды и страсти - они вполне счастливы в своих созависимых отношениях.
Многочисленные символы ведут зрителя по фильму, словно лунная дорожка на воде. Флейта, как типичный символ мужского члена - именно флейтой священник наносит себе удары. Мужчина сам страдает от своей жажды, наказывает себя своими желаниями. Болезнь, от которой ищут вакцину, и всё никак не найдут - она так и называется, "болезнь холостяков". Общение женщины и мужчины, начавшееся с того, что он учуял её менструальную кровь. Слепой священник, который готов пойти на любые грехи, лишь бы вновь ощутить настоящую жизнь, хоть краешком. Боги, как же это всё прекрасно, как многогранно, двойственно и одновременно просто.
Пак Чхан-ук использует простые, всем известные приёмы и символы, которые сможет увидеть и понять каждый. В отличие от Линча, корейский режиссер не пытается напустить тумана, не пытается запутать зрителя или скрыть что-то. Напротив: "Жажда" проста и понятна. Герои ничего не скрывают, их лица честно и сильно выражают все их мысли и желания, а мастерская операторская работа их еще подчеркивает. Этот фильм подобен прозрачной реке: мы видим её насквозь до дна, видим её берега и направление течения, любуемся маленькими рыбками, и одновременно ощущаем всю глубину и мощь этого потока.
Основным спорным, точнее непонятым символом в этой картине стала сцена смерти пациентки. В "Жажде" есть и другие сложные сцены, но их многие зрители даже не заметили, как историю с бисквитом, или поняли превратно, как нападение священника на верующую-инвалида. Но вот сцену в больнице не заметить было невозможно, а трактовать - сложно.
Критики негодуют: как так, почему никто даже не пытается ей помочь! Действительно, выглядит всё крайне странно. И дело даже не в том, что рядом нет врачей. Сама сцена происходит в странном помещении, едва ли не в подсобке, и сцена противоречива. Женщина-католичка еще жива, в сознании, ей больно, но ей не пытаются помочь. Никакой суеты вокруг, только медсестра. Там есть небольшое оправдание - мол, врачи поняли, что её уже не спасти. Из неё выливается кровь, уходит жажда и жизнь. Это момент перевоплощения священника, момент смерти его прежней жизни, его прежней страсти к религии, и момент рождения нового человека, одержимого страстью к простой земной женщине.
Впрочем, вы можете трактовать эту сцену как вам угодно. Главное, что вы должны понять: этот фильм гениален. Там нет лишних или проходных сцен, там нет случайных слов. "Жажда" - это очень продуманный и мастерски выполненный фильм, каждая сцена и каждый диалог в котором имеет второе дно. И даже если этот фильм вам не понравится, вы можете найти в нём вдохновение и использовать его образы. Хотя бы для того, чтобы лучше понимать людей и их страсти.