"Mayflower", часть 23.

Jul 20, 2016 20:42

Один толковый человек сказал, что практика это не то, что вы делаете хорошо, а то, посредством чего вы учитесь делать хорошо. Поскольку изготоление модели отдельной мореплавательной шутковины занимает довольно длительное время, то за этот период практики многие разные стороны рукоприкладства оттачиваются и шлифуются. Каждая последующая модель на порядок лучше, чем предыдущая. А вот если клепать что-то впопыхах, типа зубочисток на продажу оптом, то там прогресс от детали к детали будет практически нулевой. Да и работа настолько однообразная, что можно свихнуться.


В связи с тем, что корпус судна, палуба и палубное оборудование практически завершены, отпала необходимость в старом кильблоке, вырезанном из посылочного запонителя. Задумался об изготовлении чего-то более надежного и зрелищного. Благо все оставшиеся работы связаны с установкой парусов, бегучего такелажа и якорей. Самым простым решением окзалось взять готовую досточку с фигурной окантовкой и приклеить к ней две подставки по профилю днища судна.



К сожалению, такие полуфабрикаты делают из липы, и цвет подставки очень сильно дисгармонирует с цветом натуральной древесины, из которой изготавливалась модель.



Поэтой причине подставка у меня - единственная деталь, которая подверглась принудительной окраске. Взял обычной морилки, развёл её в воде и аккуратно прокрасил подставку со всех сторон. Затем экспериментальный зуд зачем-то заставил пройтись по всей поверхности стапеля мелкой шкуркой - интересно было посмотреть, получатся ли красивые разводы от того, что морилка неравномерно впиталась в местах годичных колец. Получилось неважно. Пришлось еще разок пройтись морилкой, затем покрыл тиковым маслом и на этом успокоился. Цветовая гамма получилась немного темнее ореха, шпоном которого обшивал днище. Ну и ладно. Если б сделал совсем чёрным, то смотрелось бы куда хуже. По окончанию изготовления посдставки тонким сверлом засверлил отверстия в стапеле и, установив на него модель, в киле. После этого, взгромоздив судно на подставку, двумя тонкими гвоздиками намертво скрепил эти две штуковины.

Дело встало за парусами. Перелопатив всю имеющуюся в наличие ткань, так ничего толкового и не придумал. Делать из той же синтетики, что и для  Санта-Клары, не хотелось. Пришлось закопаться в магазине товаров для портных и вышивалтщиков; и вот, наконец-то, в углу в ящике с копеечными отходами нашёл примерно то, что мне и надо было - отрез на пол-квадратных метра ровной тонкой х/б ткани сероватого цвета. Про цвет надо упомянуть отдельно. Корифеи обычно окрашивают паруса в разные оттенки от светло-жёлтого до коричневого, потому что белоснежные паруса были только в мультфильмах. В реальности всё было намного приземлённее, и для придания реалистичного цвета моделисты обычно окрашивают ткань обыкновенной чайной заваркой разной крепости. Ну поскольку у меня изначальный цвет был не белый, то я опустил этап покраски и сразу попробовал работать с этим материалом. Откромсал от куска ткани нечто отдаленно напоминающее фок-марсель и на машинке прострочил его по всяким направлениям. Получилось плохо, значит будем тренироваться.



Тренироваться умные люди советуют "на кошках". В качестве кошки у меня выступил блинд - квадратный парус небольшой площади, на котором можно опробовать все необходимы операции. Из старой простыни вырезал кусок, прострочил его по прилагаемому чертежу и даже попытался пришить лик-трос. В принципе, основные операции освоил на этом небольшим полигоне. Выяснилось, что на швейной машинке надо ставить минимальную скорость; вертикальную прошивку лучше делать в два прохода - сперва четные, потом нечетные швы; края лучше все-таки подворачивать, но на один раз, а то ткань слишком толстая для такого машстаба; кренгельсы для брасов лучше не делать, а то слишком грубо они выглядят; ликтрос надо не прошивать, а просто прихватывать к кромке. Вот как выглядела моя "кошка" в процессе обучения.



А это уже чистовое изготовление блинда. После того, как прошиты верхняя и нижняя шкаторины, избыток ткани надо обязатльено отрезать. Потом уже подворачиваать боковые шкаторины и прошивать их. В противном случае получится довольно некрасиво и неоднородно по толщине кромок боковых шкаторин.



Прострачивание полотнища паруса для имитации швов между полосами материи. Ничего служного тут нет, важно только соблюсти параллельность и одинаковый шаг между строчками. Для этого на ткани простым карандашом нанёс равномерные полоски и уже по ним прострочил машинкой. Графит дал некоторое затемнение полос, но это даже к лучшему. Решил так и оставить, чтобы швы чуть лучше выделялись на фоне паруса - зря что ли я так старался.



У Грот- и фор-марселей нижняя шкаторина имеет довольно заметную отрицательную дугу, которую тоже необходимо выдержать при прошивке шкаторины. Для этого подвернул кромку ткани и сделал на ней несколько надрезов для того, чтобы она легла ровно. А потом ещё прошёлся утюгом, чтобы зафиксировать. Прошивка на машинке выполнилась очень легко.



Ну вот и готов полный комплект парусов для модели. Надо скзать, что и тут я схалтурил, а именно - не стал оформлять бонет на бизани и риф-сезни на гроте и фоке.



Затем надо "кропотливо", как написано в умной книжке, пришить к парусам ликтрос вдоль всех шкаторин. Как я уже упоминал, пришивание ликтроса я делал не прокалывая его между прядями нити (как рекомендуют корабелы для моделей масштаба от 1:66 и крупнее), а просто обмётывая его по всей длине. При этом обнаружил неожиданный плюс этого способа - в результате ликтрос может (хоть и туго) проскальзывать вдоль шкаторин, этим самым создавая стягивание или наоборот расширение в определенном месте. Очень удобно оказалось это для того, чтобы утянув края, создать выпуклость "пуза" паруса. Однако тут надо быть очень аккуратным, чтобы парус выглядел натурально, а не как обрезок консервной банки.



В промежутке между штопаньем наточил из бросимума реев. Сперва думал взять клен, как и на мачты, но не стал. Дело в том, что клёновые тонкие палочки гнутся довольно легко. Я всё-таки ошибся, когда взял эту древесину для изготовления мачт. Но мачты у меня стоят хорошо расчаленные штагами и вантами - там это не так заметно. А вот нок бушприта задрался довольно высоко. Бросимум довольно устойчив при поперечных нагрузках, поэтому я и взял его. Реи настрогал, отшлифовал и пропитал тиковым маслом. Случайные капли и потёки использовал для пропитки первой партии малых блочков для бегучего такелажа - не пропадать же добру.



Ну вот все паруса готовы, можно начинать вооружать ими галеон. Первым устанавливается бизань, потом дальше идут от кормы к носу. Говорят, что сперва устанавливают реи, а потом к ним подвязывают паруса. Я же решил подвешивать к мачтам реи уже после полного оснащения их парусами, с прикрепленными к ним всеми элементами бегучего такелажа - фалами, галсами, горденями, гитовыми и пр.



В этой работе как окзаалось самое муторное дело - изготовление десятков мелких блочков. Их оказывается нужно заметно больше, чем я предполагал в начале. Запас из предварительно изготовленных экспериментальных полутора десятков почти полностью ушёл на небольшую бизань. На другие паруса их потребуется заметно больше, так что вооружившись надфелем решил нарезать блочков, насколько хватит выдержки, а потом продолжать вооружать грот, фок и бушприт.
Previous post Next post
Up