Все знают, что Колумб привёз в Европу из Америки табак. Менее известно другое позаимствованное им у аборигенов Америки новшество, которое, в отличие от табака, действительно полезно. А именно - гамак. В доколумбовую эпоху матросы спали вповалку на довольно жёсткой деревянной палубе, подсунув под себя какое можно тряпьё. Когда же они увидели гамак на открытых ими островах, то очень быстро ввели это новшество и в своём быту. Согласитесь, что намного удобнее покачиваться в сетке, чем перекатываться по деревянной палубе во время длительного морского путешествия.
Для изготовления рангоута рекомендуют использовать хвойные породы - сосну, кедр, ель, которые у меня как-то не водятся в доступных пределах. Однако встретил упоминание какого-то судомоделиста об использовании клёна для таких работ. Взял небольшую досточку твёрдого клёна толщиной в четверть дюйма в нашем магазинчике и простым складным ножом нарубил из неё бакулок для рангоута.
Затем каждая заготовка терпеливо приводится к форме правильной четырёхугольной призмы с параллельными гранями и потом утончается до толщины профиля мачты рашпилем, надфелем и наждачкой. Особо ничего сложного в этом нет, разве что требуется некоторая аккуратность, чтобы в последствии боковые грани сошлифовать до круглого сечения мачты, а не эллиптического или яйцеобразного. Возможно, на токарном станке это было бы проще, но там другая проблема - под воздействием центробежной силы тонкая заготовка может искривиться и сломаться. Так что особо не переживал, что приходится работать руками, а не на станке - тише едешь, дальше будешь.
Салинг бизань мачты вышел у меня немного больше, чем по чертежу, ну это понятно - вплотную подошёл к своему пределу точности. Наверное, если очень долго мучиться, то можно изготовить в точном масштабе, но решил не заморачиваться с этим и оставил как есть.
Параллельно изготавливал детали сразу для всех мачт, а что бы они не перемешались, по каждой мачте отдельно завел маленьких пакетик, куда и складывал все заготовки.
Вулинги на грот-мачте делал по испытанному методу - не вязял узлы, а просто слегка намазывал клеем поверхность мачты и повех него наматыввал нужное количество шлагов. Потом, когда клей высыхал, обрезал все торчащие нитки.
Самы сложным в изготовлении мачт для меня оказались салинги. Во-первых, не было кленовой заготовки нужной толщины, и приходилсоь склеивать шпон на манер фанеры, а, во-вторых, физические размеры были довольно небольшие, и работа требовала некоторых ювелирных навыков, которых у меня, конечно же, нет.
Вот дальше моделисты поступают по-разному. Кто ставит мачты, обвязывает вантами, а потом устанавливает стеньги, которые затем также обвязывает вантами и т.д. Другие полностью собирают мачты отдельно от модели и в степс утанавливают уже полнособранные мачты. Я решил пойти по второму пути, потому что так на мелком масштабе легче собрать ровно и без перекосов. Остались только две марсовые площадки, которые уже буду изготавливать после проводки нижних вант. Ну вот мачты оказались собраны вместе со всеми салингами, стеньгами и клотиками. Остался последний штрих - прикрепить к ним утки, на которые закладывались ходовые концы всевозможных фалов.
После этого решил посмотреть, как же будут смотреться мои новоипечённые мачты на галеоне. Сперва показалось, что бизань немного кроче, чем должна быть. Тем не менее, когда ещё раз сверил с чертежами, оказалось, что всё правильно, в смысле, размеры соответствует чертежу. После пропитки маслом уже буду по месту их приклеивать и обвязыввать вантами и штагами.
Ну что ж, пусть еще немного постоит, потом в последний раз проверю, что ничего не забыл, и покрою мачты тем же тиковым маслом, а то уж очень сильно бросается в глаза их белизна на фоне тёмного корпуса.