"Mayflower", часть 17.

Jan 16, 2016 09:34

Есть такой анекдот, чем китайцы отличаются от русских. Если китаец изготовит тысячу шариков, то среди них невозможно найти хоть один отличающийся от других. Если русский изготовит тысячу шариков, то среди них невозможно найти два одинаковых. Суть его не в том, что через пень-колоду делается, а просто если у человека в работе нет новизны, то он начинает импровизировать на ровном месте. Дескать, так я уже делал, попробую вот другим макаром. Поскольку китайских корней в моей родословной не просматривается, для меня изготовление большой партии кустарным способом тоже представляет трудности именно из-за своей монотонности. Для таких-то случаев и придумали механизацию и автоматизацию. И если всё-таки крепко подсяду на моделизм, то станками буду затариваться.


Следующий этап в моей работе самый нудный - изготовление юферсов. Чтобы быть ближе к масшабу, в отличие от моего эксперимента с Санта-Кларой, решил изготовить шаблон. Набор микросвёрел у меня уже был, поэтому подобрал какое надо. Но вот проблема возникла в том, что свёрла эти были расчитаны на мягкие материалы - пластик или древесину. А сверлить металл, даже дюраль, они упорно не хотели. В увеличительно стекло рассмотрел кончики свёрел и расстроился - тупые все, и угол заточки непонятно какой. Если б был под рукой тонкий наждак, то, наверное, поробовал бы перезаточить, но не уверен, что нашел бы точило со столь мелкой фракцией зёрен. Повздыхав и погрустив решил в качестве материала для шаблона взять что-нибудь немного помягче металла - оргстекло и стеклотекстолит. Долго пыжился и примерялся, но в конце концов изготовил шаблон.



Для заготовок взял плашку из своей "рабочей лошадки" - черешни, - шириной 5мм и нарубил из них правильных треугольников в количестве 93 штуки. Формально по проекту надо 84 юферса на ванты, да еще 4 пары больших на штаги мачт. Юферсы для штагов решил сделать потом, а сперва озадачился завершением корпуса под покраску. Для этого мне надо всего три десятка юферсов, которые крепятся на руслени. И вот пошла работа.



После того, как заготовки просверливаются через отверстия в шаблоне, у них снимаются фаски, и углы скругляются мелким надфелем и шкуркой. Вообще надо сказать, что при работе с очень мелкими деталями часто надфель предпочтительнее, чем нож. Если нож затупится, очень высока вероятность сколов, что увеличивает выход брака. А так вот неторопясь надфелем можно делат довольно мелкую работу не особо напрягаясь.



Вант-путенсы в те времена делали либо из цепей, либо из кованых полос чернённого (чтоб не ржавели) железа. Чернили всем, что только под руку попадалось. Лично мне под руку попалась чернёная медная проволока, которой я решил сымитировать цепь. Изготавливать же саму цепь в таком масшабе мне показалось слишком уж сумасшедшей затеей. Имитировать полосы железа имеет другие проблемы, а именно - отсутствие материалов. Поэтому пошел по пути наибольшей эффективности с минимумов вложения затрат.



Когда все три десятка юферсов были обвязаны вант-путенсами, поставил в палубу палочки, имитирующие мачты, и ниткой разметил наклоны крепления вант-путенсов. Они ведь не под прямым углом к русленям идут, а служат продолждением вант, для минимизации напряжений в конструкции.



Потом осталось засверлить отверстия для нижних концов вант-путнсов и вставить их на клею. Вот и всё. Получилось не без огрехов, но тут уж ничего не поделаешь. Мастерами не рождаются. Надеюсь, на следующей модели подвину дальше планку своих пределов и возможностей.



На изготовление юферсов ушло много времени и сил. В процессе работ решил немного переключиться опять на украшение кормы, на резной цветочек. Ну никак он мне не хотел даваться. Нашёл, наконец-то, какую-то деревяшку, которая хорошо резалась и вроде не разваливалось, попробовал - вроде нормально.



Но когда начал резать заготовку, то опять пошла старая история с раскалыванием в самый неподходящий момент. В конце концов, до меня, кажется, начало доходить, что такие украшения можно делать составными. Необязательно целиком вырезать из единого куска древесины. Когда осознал эту идею, то ничтоже сумняшеся взял просто кленовый шпон и буквально за пять минут вырезал то, что удовлетворило меня вполне. Ну а после того, как наклеил на корму, так вообще начал даже немного переживать, что больше никакой разьбой корабль не был украшен.



Ну и последняя деталь перед покрытием модели маслом - это перо руля. Ставить его надо потому, что скобы прихватываются суперклеем. Медь на дереве только так и держится. Я пробовал посадить медную полоску на пропитанную маслом высушенную деревяшку. Сидит, но при нагрузке сразу отваливается. А вот на чистой поверхности держит хорошо. Так что установка руля - обязательный ритуал перед покраской. Тут у меня уже почти всё готово было. Вот только как-то очень неаккуратно получилось всё это. Пробовал было отодрать, но побоялся повредить модель. Мда, надо будет завязать себе узелок на память, что работа с суперклеем требует тройного внимания и акуратности. Если что-то прилепил на пару секунд, то потом пододвинуть или оторвать очень сложно.



Пока писал этот очёт, периодически отрывался на разные дела, да поглядывал на кораблик. А потом вдруг подумал, почему бы его и не покрыть маслом прям щас? Как говорит япоснкая поговорка: что задумал, делай немедля. Так и я не стал откалдывать дело в долгий ящик, вынул масло, кисти и прошёлся по всем внутренним и наружным оверхностям своего галеона. Надо отметить, что после такой процедуры корабль стал выглядеть совсем иначе.



К сожалению, на те места, где были подтеки клея, масло легло не очень хорошо и там видны светлые пятна. Однако пропитку делают в несколько заходов с интервалом в 5-7 дней, так что надеюсь со временем избавиться от них. А пока можно приступить к подготовке рангоута и стоячего такелажа.

Previous post Next post
Up