"Mayflower", часть 19.

Mar 17, 2016 19:40

В самом начале моей кораблестроительной карьеры каждая новая деталь сопровождалась всплеском эмоций и бурлением чувства удовольствия от того, что всё на самом деле не так трудно и невозможно, как это представлялось в начале. Постепенно уже многие вещи и навыки стали более привычными и уже не вызвают былого восторга. Азарт от хобби сместил свой акцент в сторону "а ну как ещё лучше/точнее/красивее" можно сделать. Соответственно, уже не так активно хочется прыгать от радости. Да и писать отчёт о завершении очередного этапа как-то кажется не очень актуальным. Однако ж это надо делать для того, чтобы потом можно было использовать эти записи как справочный материал для дальнейшего совершенствования мастерства.


Корпус практически закончен, и пришла пора заняться рангоутом. Первым у меня был установлен бушприт. После наклеивания на него всех необходимых уток, покрыл как и положено (а может и не положено, но раз уж взялся, так нечего идти на попятный) тиковым маслом. Прошелся по магазинам в поисках подходящих ниток для имитации тросов и канатов разного цвета и толщины и начал вязать вулинг.



После вязки вулинга бушприта установил на место мачты, выровнял их, насколько это возможно при моём зрении на +2 диоптрии, и приклеил столярным клеем.



Ванты закладываются на топах мачт. Каким узлом они там вяжутся, никто из теоретиков кораблестроения не уточнял. Решил использовать выбленочный узел, который для верности еще промазывал клеем, чтоб не развязывался, когда будут обрезаны торчащие концы. Также выбленочным узлом заделывал и юферсы на нижней стороне ванты. А чтобы расстояние между верхним и нижним рядом юферсов было примерно одинаковое, использовал кусок медной проволочки.



Нижняя часть ванты заделывается двумя выбленочными узлами, один держит юферс, а второй чуть повыше принайтовывает конец ванты. Пространство между этими двумя узлами будет использовано для закладывания ходового конца талрепа.



Работу начал, как это уже делал на предыдущей модели, с  бизань-мачты. В первую очередь ванты расчаливаются по обоим бортам, талрепы юферсов только закладываются, но не обтягиваются.



Окончательная обтяжка уже производится когда расчалены все ванты и бизань-штаг, причём штаг накладывается в последнюю очередь на топ мачты поверх вантовых огонов. Затем уже аккуратно (по возможности) все талрепы обтягиваются, проверяется натяжение вант, чтобы не было провисших, и конечные узлы (опять выбленочные) фиксируются капелькой клея. Всё. Когда посмотрел со сторны, то заметил трудноисправимый косяк, а именно то, что толщина талрепов больше, чем надо. Надо бы потоньше нитку взять. К сожалению, исправление этой проблемы потребует очень больших работ, включая изготовление новых юферсов, отверстия в которых уже были просверлены под имеющуюся нить. Решил не заниматься этим, а продолжать, намотав себе на ус полученный урок.



Когда уже натянул ванты на бизань-мачте, показалось, что они у меня немного лохматые. Помню какое неприятное впечатление на меня произвела одна модель на ютубе, у которой весь такелаж был выполнен такими лохматыми нитками, что тросы больше напоминали ноги тарантула, чем судно, способное к морским путешествиям. Покопавшись немного в теме, узнал, что моделисты-затейники, чтобы избежать такой проблемы, мотают канаты самостоятельно. Думал, копал информацию, пробовал. В конце-концов выгреб у Мишки из шкафа забытый конструктор, из которого тот по младости своих годов делал ветроэлектростанцию, и вместе с ним собрали простейший тросомот.



Надо отметить, что изготовить нормальный трос с первого захода у меня не получилось. Только с третьего раза вышло примерно то, что надо. Но когда я его сравнил с той ниткой, которую уже использовал, то увидел, что лохматость у него не намного ниже, а диаметр точно такой же. Так что затраченные усилия себя не оправдывали. Вот для якоря однозначно буду мотать трос на этой машинке, а для стоячего такелажа использую уже то, что у меня есть. Вобщем-то дальше всё идёт стандартным путём. После бизани настала очередь грот-мачты.



Ну вот и фок-мачта обтянута, шлюпка надёжно принайтована к своему месту, штаги и ванты обтянуты примерно как и планировалось. На топе фок-стеньги намотана снасть, которая пойдёт в дело не очень скоро, но уже должна быть закреплена. Это грот-стень-штаг; нижний конец его крепится на топе фок-мачты под петлёй фока-штага, который у меня уже обтянут и закреплён на клею. Сам грот-стень-штаг будет обтягиваться уже после установки обеих марсовых площадок вместе с обтягиванием грот-стень-вант. На этом пока решил сделать небольшой перерыв.



Теперь стою перед выбором, что делать следующим этапом - марсовые площадки, или вязать выбленки на вантах всех трёх мачт. Пока склоняюсь к тому, что надо браться за выбленки, так как в верхней части вант вязать их будет несколько удобнее, если марсовые площадки ещё не установлены. С другой стороны, изготовление марсовых площадок проще и не такое кропотливое дело. Вобщем, посмотрю, куда душа скорее повернётся. Для выбленок ещё не нашёл подходящей нитки. Та, которой накладывал марки на концы вант, хоть и имеет нужную толщину и совершенно не лохматая (полистрирол в шерстяной оболочке), кажется мне несколько жестковатой для таких работ. Вобщем, посмотрю. В принципе, можно и параллельно эти работы выполнять. Но сейчас у меня кораблестроительный зуд немного поутих, надо и другими вещами заниматься. Так что сделаю-ка я себе небольшой перерыв.
Previous post Next post
Up